4 апреля 2006 г.
День учителя французского языка
Репортаж
Выступление Чистякова начала с пятиминутного монолога на французском языке. – Вот это настоящий методист: и знания, и произношение! – рассуждали учителя, выходя из Малого зала по окончании лекции. Впрочем, материала для обсуждения у них было куда больше…
Как выяснилось, более чем у 10 % учеников европейских школ первый язык не тот, на котором они говорят в местном сообществе. И эта цифра быстро растет. В то же время, в Великобритании иностранный язык знают меньше людей, чем в любой другой стране континента. Это заставило британских педагогов говорить о кризисе преподавания иностранного языка и пересмотреть подход к экзаменационным требованиям. Авторы исследования обращают внимание на то, что хотя английский язык является наиболее популярным в других странах Европы, он отнюдь не пользуется тем всеобщим распространением, которое ему обычно приписывают.
– Интерес к языковому образованию высок не только в Англии, но и в других европейских странах, – подчеркнула Татьяна Чистякова. – Например, формула языкового образования президента Франции Жака Ширака – "Родной язык плюс еще два".
– Давайте проследим, как менялись приоритеты в преподавании французского языка, – предложила учителям Алла Шейнина, специальный корреспондент газеты "La Langue Françoise". – В 19-ом веке основой преподавания иностранного языка была грамматика. Вокруг нее крутилось все остальное. В начале 20-века в центральное место в преподавании заняла лексика, затем обучали по моделям. Сегодня же референтной точкой в обучении иностранному языку становится не грамматика, не лексика, не тема, а синтез всего перечисленного.
По мнению Аллы Шейниной, одно из главных качеств современного учителя гибкость, в том числе, гибкость переключения с одного стиля преподавания на другой.
– Ученые выделяют три педагогических стиля или модели преподавания: авторитарно-дисциплинарную, увлекающую и проектно-деятельностную, – напомнила она аудитории. – Мне ближе всего проектно-деятельностный подход. Но он же является самым трудным. Здесь учитель должен как бы сойти с кафедры, уйти в тень и позволить детям проявить самостоятельность.
– В авторитарной модели педагога можно сравнить со сценаристом, – продолжила Шейнина. – Учитель действует в строгом соответствии с заранее написанным планом. Увлекающая модель предполагает наличие артистически способностей. Здесь я бы сравнила учителя с актером. А кто мы в проектно-деятельностной модели?
– Зрители… Помощники… Консультанты… Организаторы, – пошли версии из зала.
– Да, наверное, консультанты и наблюдатели, – согласилась Шейнина. – Но я бы сказала, что в этом случае работа учителя напоминает работу режиссера. Режиссер организует представление, но на сцене его нет. Он приходит только на поклон, если спектакль прошел удачно. А риск провала очень велик. И минусов тоже немало. Например, нельзя четко запланировать результат. Поэтому оптимальный вариант: сочетание всех трех моделей.
Ближе к концу дня подуставшие участники марафона вдруг перенеслись в романтическую атмосферу французского шансона. Под аккомпанемент гитары, фортепьяно и кастаньет участницы ансамбля Клуба любителей французской песни исполнили популярные во Франции песни о дружбе и любви.
– Во Франции песне традиционно отводится важное место в преподавании французского языка, как иностранного, – сказала руководитель ансамбля Ирина Баринова. – Современные французские исследователи выделяют ритм, как универсальный язык, своеобразное эсперанто современной молодежи. Только стоит иметь в виду, что песня приобщает не к языковым навыкам, а к экстралингвистическим – музыке. Поэтому учителю не следует поддаваться искушению сконцентрироваться исключительно на словах, на языковом анализе текста. Это, конечно, важно, но песня прежде всего окно в другой мир, способ приобщения к другой культуре во всем ее многообразии, мощный импульс для освоения страноведческих знаний.
А в самом конце дня, в качестве завершающей ноты, редактор газеты Французский язык Грета Чесновицкая пригласила всех посмотреть потрясающий документальный фильм "Театр улиц".
Анатолий Витковский
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru