23 марта 2006 г.
День учителя химии
Репортаж
– В этой ситуации могут помочь элективные курсы, – отметил Габриелян.- В основной школе должны изучаться элективы разных типов. Это и развивающие познавательный интерес к химии, и объединяющие знания смежных дисциплин, и конечно, прикладные курсы - ведь они показывают детям связь предмета с жизнью. Например, "Химия и пища", "Химия и здоровье".
– Работа непосредственно с профилем начинается в старшей школе, – продолжил он. – Для старшеклассников существуют компенсаторные курсы. Они предназначены для ребят, которые хотят, например, перейти с гуманитарного на естественнонаучный профиль, но не могут этого сделать по разным причинам.
По мнению Габриеляна, такие курсы должны компенсировать различие между стандартами на базовом и профильном уровне.
В условиях жесткого цейтнота учителю химии также может помочь более раннее изучение химии в основной школе. Подобный курс разработал авторский коллектив под руководством Олега Габриеляна.
– Его суть в том, что на занятиях ребята просто вспоминают, актуализируют те химические знания, которые они уже почерпнули из других предметов, – рассказал Габриелян. – Помните, как на уроках географии учитель рассказывал о химическом строении земной коры, а на уроках биологии о составе клетки?
Тональность обсуждения, заданную Олегом Габриэляном, была подхвачена на круглом столе "Нужна ли нам профилизация школ!?" в Паркетном зале.
По каким программам и учебником строить обучение химии в профильных классах? Кто должен разрабатывать профильные программа и как эта работа должна оплачиваться? Каким образом создавать химические профильные классы в небольших населенных пунктах? – то и дело возникали острые вопросы.
Однако полемика полемикой, но разве может учитель химии пройти мимо новенькой брошюры или не взглянуть на новые учебные пособия для предпрофильного обучения?
Так, в Малом зале химики смогли подержать в руках новые образцы лабораторного оборудования, - например, уникальную индикаторную трубку для исследования химического состава воздушной среды или ранцевую полевую лабораторию для исследования различных элементов почвы.
– При помощи нашего оборудования ребята из Санкт-Петербурского детского объединения "Экомониторинг" исследовали загрязнение воды в Финском заливе, – рассказывал Анатолий Мельник, методист фирмы ЗАО "Крисмас".
Учителя химии с интересом разглядывали последние разработки ЗАО "Крисмас" и вздыхали, глядя на новенькие приборы.
“Решение качественных задач по неорганической химии методом системного анализа” –так, на первый взгляд, скучно, назывался семинар Натальи Дерябиной, преподавателя центра по переподготовке кадров при факультете психологии МГУ. Однако он привлек большое внимание учителей.
– Есть ли зависимость между количественным и качественным составом вещества? – с ходу зацепила слушателей Дерябина.
– Да, – почти не раздумывая, единодушно ответили учителя.
Деребина кивнула, и задала следующий вопрос:
– Тогда в чем именно заключается эта связь?
Аудитория, почти сплошь состоящая из высококлассных учителей, задумалась.
– Знание этих закономерностей помогает решать многие химические задачи, – продолжила Дерябина. – Например, самое большое число атомов во всех трехэлементных соединениях может принадлежать определенным элементам. Некоторые простые вещества обладают уникальным количественным составом. Как правило, учителя и ученики не знают и не учитывают эти зависимости. А они очень пригодиться при решении задач.
Эти многочисленные нюансы были собраны в мини-справочнике для решения качественных задач, который представила Дерябина.
Информация об агрегатном состоянии и цвете большинства неорганических веществ, о медико-биологическом значении этих веществ, техническая классификация металлов, перечень исторически сложившихся названия некоторых веществ и смесей – вот далеко не все, что вошло в этот справочник.
По мысли Дерябиной, он позволит быстро найти нужную информацию и с помощью несложных приемов, которые были показаны на семинаре, успешно решить задачу.
– При решении задач традиционным путем необходимо знать очень много – подытожила она. – Это и особенности взаимодействия веществ, и условия, при которых идет та или иная реакция. Нужно учитывать агрегатные состояния веществ, продукты, которые получаются в процессе реакции. Поэтому задачи чаще всего решаются путем угадывания либо не решаются вообще.
Анатолий Витковский
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru