16 марта 2006 г.
День школьного и детского библиотекаря
Репортаж
– Очень полезная вещь! – радуется женщина, только что купившая диск с учебником по экологии. – Книга такая у нас только одна, а школьников, сами понимаете, гораздо больше! А с диска можно каждому распечатать! Или переписать на другой диск и взять с собой, чтобы почитать на домашнем компьютере. А стоит столько же, сколько и книга!
Об информационных технологиях говорили не только в кулуарах, но и на занятиях. Первый утренний семинар был посвящен Интернету как средству привлечения к чтению. Своим опытом делились главный библиотекарь Государственной детской библиотеки Елена Голубева и директор программы “Чтение” некоммерческого фонда “Пушкинская библиотека” Ирина Романова.
В начале своего выступления Елена Голубева осторожно поинтересовалась, у кого из присутствующих школьная библиотека оснащена компьютерами. Оказалось, что практически у всех. И почти каждый испытывает при работе с компьютером технические сложности.
– А вы спрашивайте у своих детей или у старшеклассников, они в этих премудростях разбираются лучше нас! – посоветовала Елена Голубева. – Нас не должно смущать, что дети лучше нажимают на клавиши! Потому что самое главное – работать с информацией – лучше умеем, конечно, мы. И наша задача – передать это умение детям.
По словам Елены Голубевой, библиотека должна служить определенным фильтром, который из всего многообразия представленной в сети информации будет выбирать и рекомендовать школьникам и учителям только самые качественные и полезные ресурсы.
– Самое главное, чему должна научить школа – это умению работать с информацией, – сказала Елена Голубева. – И единственные профессионалы в этой области – это школьные библиотекари. Потому что у педагогов-предметников нет времени, а часто и соответствующих навыков.
– Одна из главных задач современного школьного библиотекаря, – продолжила Елена Голубева. – Это развенчать в головах наших школьников миф о том, что в Интернете легко найти готовую информацию. У школьников часто нет критического отношения к получаемой информации. И они не умеют ее обрабатывать.
Елена Голубева рекомендовала своим коллегам из школьных библиотек помогать школьнику, но никогда не искать и не обрабатывать информацию вместо него.
– А если ребенок пришел совсем беспомощный, не знает, где стеллаж и что такое каталог, то можно искать самим, но при этом необходимо проговаривать вслух каждый наш шаг! – посоветовала Елена Голубева.
Дальше от общих размышлений Елена Голубева перешла к практическим рекомендациям и рассказала, как именно можно использовать компьютер, стоящий в школьной библиотеке, и где самому библиотекарю искать нужную информацию.
– Часто нет денег, чтобы подписаться на журналы, – сказала она. – Теперь это нестрашно! Потому что практически все журналы существуют в электронном виде, и их можно читать в сети. Очень полезно скачивать и иметь на рабочем столе всевозможные тесты, задания, иллюстрации, образцы оформления рефератов, составления списка литературы. Неплохо поместить в «Избранное» ссылки на образовательные Интернет-ресурсы.
Кроме того, библиотечный компьютер можно использовать не только для поиска информации вовне, но и для создания своей внутренней базы данных. Так, например, можно составить архив творческих работ школьников: рефератов, исследовательских работ, лучших сочинений – чтобы следующие поколения учеников могли их использовать как пример для подражания или, наоборот, отталкиваться от них в своих собственных поисках.
Еще на библиотечном компьютере можно создавать историю школы. Елена Голубева посоветовала предоставить эту задачу детям и рассказала, как в одной школе ученики сделали виртуальное путешествие по школе в виде компьютерной игры, главные герои которой, нашалившие школьники, убегали от директора, прячась в тайных закоулках родной школы.
Когда же Елену Голубеву спросили, как именно может Интернет вернуть детям интерес к книгам, главный детский библиотекарь страны посоветовала направлять школьников на форумы, где их сверстники обсуждают прочитанные книги.
Подробнее тему Интернета и воспитания читательской культуры развила Ирина Романова, директор программы «Чтение» Пушкинской библиотеки. Начала Ирина Романова свое выступление с результатов исследования, проведенного среди отечественных школьников. Как выяснилось, юные читатели реже всего находят интересные книги… в школьных библиотеках.
Долго сокрушаться по этому поводу Ирина Романова не стала и тут же перешла к конкретным рекомендациям, как сделать школьную библиотеку более привлекательной и для детей, и для учителей. Конечно же, с помощью Интернета.
Вот несколько полезных ссылок от Ирины Романовой:
Сайты электронных библиотек:
- Электронная библиотека Максима Мошкова – здесь есть почти вся классика, очень много современной литературы, большой раздел сказок.
- Открытая русская электронная библиотека - ресурс Российской Государственной библиотеки.
- Русская литература и фольклор – самое полное собрание русских сказок, выверенное академиками РАН.
- Сайт Сказка – здесь можно не только почитать сказки народов мира, но и разместить сказку собственного сочинения.
Сайты писателей:
- Сайт Ивана Тургенева – собрание сочинений, много критических статей, биография, портреты, а также ссылки на все существующие в мире музеи Тургенева.
- Сайт Виктора Пелевина – этот ресурс ценен наличием форума, где можно пообщаться не только с поклонниками писателя, но и с самим Виктором Пелевиным.
- Сайт Бориса Акунина – рекомендован в силу изящества оформления и не только поэтому.
– Ирина Романова посоветовала школьным библиотекарям особенно обратить внимание на этот ресурс, так как он пользуется огромной популярностью среди молодежи. В системе онлайновых дневников можно не только получить бесценный навык выражения своих мыслей в слове, но и найти дневники писателей и критиков, интересные как с информационной стороны, так и с точки зрения стиля.
На этом первое занятие дня школьного библиотекаря завершилось. В перерыве к стенду с образовательными компакт-дисками было не подойти.
На втором семинаре сотрудники Пушкинской библиотеки презентовали новую программу: “Школьная библиотека”. Директор проекта Надежда Габрусева, опираясь на факты, цифры и законодательные акты, убеждала школьных библиотекарей, что именно на них лежит ответственность за качество информации, получаемой школьником, а значит, в конечном итоге, и за качество образования вообще.
– С 1992 года учитель имеет право сам выбирать программу, – напомнила Надежда Габрусева. – А чтобы выбрать, надо знать, из чего выбираешь. Кто поможет? Только школьный библиотекарь. Следующий момент: с 2005 года учебная литература, поступающая в школы, не должна иметь гриф Министерства. Экспертизу теперь проходят только учебники. То есть разбираться в том, какие методические пособия, рабочие тетради и справочники хороши, а какие нет, должен тоже школьный библиотекарь!
Сейчас в России ежегодно издается более 26 тысяч наименований учебной литературы. Причем многое из того, что продается на книжных развалах, ни в коем случае не должно попадать в школьную библиотеку. Это всевозможные “решебники”, сборники уже сделанных домашних заданий, краткие пересказы классики, “золотые сочинения” и прочее.
Помочь школьному библиотекарю сориентироваться в море учебной литературы и призвана программа “Школьная библиотека”. В рамках этого проекта планируется создание и рассылка по образовательным учреждениям каталога литературы, рекомендованной Пушкинской библиотекой.
Примечательно, что для программы “Школьная библиотека” экспертизу учебной литературы будут проводить специалисты, раньше работавшие в Федеральном экспертном совете.
Каталоги будут делиться по основным учебным предметам. Плюс отдельные каталоги для дошкольного образования, начальной школы и коррекционных школ. В каждом каталоге будут разделы, посвященные учебно-методическим пособиям, словарям и справочникам, научно-популярной литературе, обучающим играм, книгам для чтения и пособиям по организации досуга школьников.
Кроме того, каталоги структурированы по системам обучения и по программам.
Распространять их будут не только по школам, но и по педагогическим вузам и ссузам, чтобы будущие учителя тоже могли разбираться в разнообразной учебной литературе.
Первый каталог, посвященный дошкольному образованию, уже составлен и сейчас готовится к печати.
Помимо рассылки каталогов, проект “Школьная библиотека” предполагает еще и открытие своеобразной «горячей линии», по которой каждый потерявшийся в море информации сможет получить консультацию специалистов Пушкинской библиотеки.
Как заявила директор проекта Надежда Габрусева, планируется также создание системы заказа и доставки, призванной охватить всю Россию. Надежда Габрусева особо подчеркнула, что программа “Школьная библиотека” готова работать не только с управлениями образования, но и непосредственно со школами.
Последняя “пара” дня школьного библиотекаря была посвящена практическому занятию, на котором всех желающих научили пользоваться специальной электронной базой данных для школьных библиотек – школой “Марк"
Подробно останавливаться на этом занятии мы не будем, так как с этим удобным электронным каталогом можно познакомиться на сайте газеты "Библиотека в школе"
Наталья Ключарева
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru