14 марта 2006 г.
День учителя русского языка
Репортаж
Малый зал11.00: «Опять новое!»
Ирина ЦЫБУЛЬКО, научный сотрудник ФИПИ, Москва: «Новое о ЕГЭ в 2006г.».
Аудитория переполнена, люди стоят в проходах. Почти все отведенное время уходит на обсуждение итогов ЕГЭ прошлого года: сколько, где и как. Диаграммы. Статистика по регионам. За всем этим – огромная работа. «ЕГЭ по русскому непрерывно совершенствуется, новые задания оттачиваются и широко апробируются, ЕГЭ-2006 будет сдавать еще легче, чем ЕГЭ-2005»…
Отвечать на вопросы учителей почти некогда, а всех волнует проверка части «С»: какова мера свободы пишущего?
Ответ: «Ребенок может давать аргументы в трех возможных вариантах: с опорой на логику, на свой читательский опыт и на жизненный опыт. Он свободен в своем выборе». Но педагоги сообщают, что обучение экспертов для проверки части «С» на местах, в центрах повышения квалификации, ведется совсем на других основаниях. Спрашивают, что именно вкладывается в понятие «комментарий», как правильно считать баллы и требуют примеров анализа «маленьких» и «небольших текстов». Учителям хочется конкретики.
В конце концов, они получают номер телефона Федерального института педагогических измерений: 509-19-92. «Директор Андрей Ершов решит все вопросы». Разумеется, речь идет о вопросах организационного характера: как пригласить на места специалистов из ФИПИ и уж тогда расспросить их обо всем поподробнее.
14.00: «Они обожают говорить о том, что не нужно изучать»
Светлана ЕВГРАФОВА, кандидат филологических наук, Москва: «Анализ текста как элемент подготовки к сочинению».
Лица сидящих в зале удивительно милы. Звучат вдохновенные слова: «Любой русист читает произведение не так, как все: вот предложение с однородными членами, вот с трудной орфографией… Даем диктант по тексту Достоевского не только ради синтаксиса или самого Достоевского – ради стиля писателя». И дальше: открыть художественный текст с любой страницы и начать смотреть – сколько поводов для разговора с детьми!
Наслаждаться определениями Бунина и думать про его «синюю грязь». Обнаружить глагольность прозы Пушкина и понять его художественную задачу… Что это? Мастер-класс по получению удовольствия от текста? Занятие по филологической педагогике?
Было заметно: литературный гедонизм требует изрядной эрудиции и внутренней свободы. Было здорово.
Паркетный зал
11.00: «Поучиться хочется»
Ольга ЧУПАШЕВА, кандидат филологических наук, Мурманск: «Трудные случаи анализа простого предложения».
Все места заняты. Учителя с удовольствием занимаются синтаксическим разбором предложения под руководством специалиста. Они в роли учеников: отвечают на вопросы, сами спрашивают, если непонятно, записывают новые термины.
Зачем им слово «эллиптический»? Его нет в программе, это не пригодится в классе. «Для своего развития, – говорят, – хороший повод мозги размять, науку вспомнить».
12.30: «Всех зовем принять участие!»
Ольга ДРОЗДОВА, заместитель директора гимназии 1541, Москва: «Диалог языков в процессе обучения русскому языку».
Конференция для школьников «Языкознание для всех» проводится десятый год, и уже приобрела всероссийский размах. А начиналось все с инициативы учителя. С обыкновенного школьного мероприятия.
Каким был путь, каков статус конференции сегодня и, конечно, тема конференции 2006: «Лингвистика на стыке наук: язык школьных учебников, документов, правовых актов» – слушатели зажигались творческими идеями рассказчика, но больше вдохновлял живой пример реализации профессиональных способностей педагога.
Телефон гимназии 431-72-41.
14.00: «Место, где вы можете получить любую информацию о русском языке»
Екатерина РАХИЛИНА, доктор филологических наук, Институт русского языка им. Виноградова: «О национальном корпусе русского языка».
Занятие было полезно для тех, кто активно использует Интернет в своей работе.
Людмила Кожурина
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru