Рейтинг@Mail.ru

2 апреля 2019 г.

Всего участников: 213

Репортаж

Репортаж

На Педагогическом марафоне пришла очередь естественных наук. Чему и как учить детей сегодня, как готовить их к экзаменам – этим вопросам были посвящены профессиональные встречи учителей химии и биологии.


Такой разговор особенно актуален именно сегодня, ведь эти науки в последнее время особенно бурно развиваются. Наш век можно назвать веком биологии, она сейчас находится на передовых позициях – прозвучало на лекции «УМК издательства „Просвещение“ по биологии, вошедшие в новый Федеральный перечень учебников: анализируем, обсуждаем, делаем правильный выбор» ведущего методиста редакции биологии и естествознания ЦЕМО Марины Токаревой. В связи с этим педагоги должны давать детям самое современно научное содержание. И, конечно, облекать его в не менее современные методики. В частности, на лекции были рассмотрены задания и практические работы для организации деятельности и прозвучали рекомендации, как удовлетворять индивидуальные познавательные интересы учеников.

Обсуждение этой тематики продолжилось на лекции «Сочетание традиционного подхода и концентрического принципа в УМК по биологии В.И. Сивоглазова и др.», где один из авторов, кандидат педагогических наук, Владислав Сивоглазов говорил о гармоничном единстве инновационных и традиционных подходов. Такое расширение педагогического инструментария позволяет на уроках биологии развивать критическое мышление, достигать метапредметных результатов и успешно интегрировать свои уроки с другими учебными дисциплинами.

Похожие цели ставят перед собой преподаватели химии. На лекции «УМК по химии как средство достижения высоких результатов ОГЭ в новой форме» ведущий методист по химии корпорации «Российский учебник» Светлана Гаврилова обсуждала с участниками Марафона, как сделать химию интересной с самого начала изучения. Она проанализировала несколько популярных учебников, отметив их преимущества, сложности, направленность на определенные педагогические и методические задачи. Были обсуждены разные подходы при изучении учебных тем. Большой интерес у аудитории вызвали примеры творческих заданий. Например, если сахар случайно попал в солонку, как быстро их разделить? Подобные практикоориентированные задания создают у детей хорошую мотивацию для творческого подхода и поиска разных вариантов решения.

Не менее востребованным было обсуждение итоговой аттестации. Доктор педагогических наук, кандидат химических наук, профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Марат Ахметов на лекции «Приемы повышения эффективности подготовки к ЕГЭ по химии» поделился с коллегами своим опытом. Он подчеркнул, что сложность экзаменов растет год от года, значит, необходимо повышать эффект педагогического и учебного труда. В частности, используя инновационные формы, такие, как урок-тренинг или перевернутый класс. Участники Марафона узнали на этой встрече, какие методы может применять учитель, работая с разными учебными трудностями. В частности, познакомились с приемами для лучшего запоминания и видами предъявления знаний в зависимости от уровня ученика: кому-то подходит наглядно-образный путь, а кто-то может усвоить материал на абстрактно-логическом уровне.

Ведущий проанализировал несколько заданий ЕГЭ и поделился некоторыми приемами, которые позволяют детям снизить количество ошибок.

Палитру идей естественнонаучного образования дополнила Татьяна Плюснина, кандидат химических наук, эксперт Управления профессионального роста педагогических кадров ГАОУ ДПО МЦРКПО на лекции «Учебник „Экология. 10–11 классы“: реализация инновационных подходов к современному экологическому образованию». Она говорила о том, насколько важно гармонизировать отношения человека и природы, найти баланс между повышением комфортности нашей жизни и сохранением окружающей среды. В последнее время взгляд на экологию приобретает все более гуманитарное направление, и это не может не отражаться на содержании образования. Поэтому речь на лекции шла о том, как преподавать столь многогранную дисциплину, прививать экологическое мышление и культуру, навыки здорового образа жизни.

Елена Куценко