Рейтинг@Mail.ru

30 марта 2019 г.

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 652

Репортаж

Репортаж

Технология в школе: Город мастеров или Точка сборки образования ребенка?

Вопрос не праздный. С одной стороны, реальное состояние преподавания предмета в стране таково, что дети занимаются, в основном, работой с тканями, далее – кулинария, далее – изготовление продуктов из металла и дерева. Да, шьют фартуки и сколачивают табуретки, как 50 лет назад, мальчики и девочки делятся. Это – из данных опроса, проведенных в 582 школах страны. Учителя хотели бы заниматься изготовлением предметов в 3D, компьютерной графикой, но – внимание – 47% указывают на отсутствие возможности работать на компьютере, а 21% уверены, что компьютеры – это вообще «не наше дело».

А с другой – звучат слова hard skills, soft skills, индустрия 4.0; международные форсайты свидетельствуют о колоссальном сокращении потребности в ручном труде и возрастании роли когнитивных и социальных компетенций. Ибо впереди автономный транспорт, беспилотная авиация, робототехнические системы, электронная инженерия, беспроводная связь, нанотехнологии, новые материалы и сенсоры… а еще понимание социальной, этической и экологической ответственности человека за развитие технологий. (Все это материалы доклада И.М. Никитина, эксперта Центра изучения школьной практики образовательных программ XXI века, – «Новое технологическое образование. Ожидаемые эффекты изменений»).

Да, мы участвуем и побеждаем во Всемирных Инженерных Играх, в Ворлдскилс, проводим Олимпиады по робототехнике – но единого представления о преподавании предмета в стране нет, люди работают кто во что горазд. Об этом говорил Юрий Хотунцев, доктор физматнаук, профессор МПГУ в докладе «Анализ концепции преподавания учебного предмета «Технологии».

Слушаешь горячие споры экспертов по предмету, и словно попадаешь в другой мир: ни на одном предметном дне Марафона не возникало ощущение «передовой», места, где решаются судьбы образования. В ситуации, когда предметники особо не интересуются непредметными компетенциями, этими «4-К», потому что в их реальности ВПР и ОГЭ-ЕГЭ, учителя технологии лицом к лицу сталкиваются с неготовностью детей придумывать, пробовать, делать самостоятельно… да что там, читать инструкцию и хоть за что-то брать на себя ответственность. Кстати, в мире нет практики вынесения технологии в отдельный предмет, там каждый учитель развивает самостоятельность ученика через проекты и исследования в темах своего предмета. Каждый вписывает в урок коммуникацию, коллаборацию, креативность, развитие критического мышления.

Как быть нашему учителю технологий? Понятное дело - работать! Ведь параллельно с теоретическими дебатами в кабинетах гостеприимной школы 293 (директор Евгений Глозман) проходили обучающие мастер-классы – целых 25 – и по ковке металла, и изделиям из пряжи, проволоки, керамики, теста… всего не обойдешь, но где-то обязательно остановишься.

Однако в этом году мастер-классы занимали народ не так, как обычно. Люди сосредоточились в аудитории, в которой ожидалась лекция, анонсированная Издательством «Просвещение», - «Новая концепция технологического образования, его реализация в УМК «Технология. 5‒9 классы» под ред. В.М. Казакевича». Это мероприятие провет Константин Хунгаев, методист Центра технологического образования АО «Издательство «Просвещение».

Преподавателей очень тревожит ситуация, в которой они оказались: из всех учебников «Технология» загрифованным оказался только УМК Казакевича, притом никто еще его не держал в руках – учебники выйдут только в апреле, ЭФУ (электронная форма учебников) по ним – в июне, а Рабочие программы будто бы скачать можно прямо сейчас, но – за деньги; но – только для чтения в PDF (без возможности распечатать). А рабочих тетрадей вообще не будет. Будет Практикум, но потом. В связи с чем напоминаем, что пользоваться «старыми» учебниками (не получившими в этом году гриф) МОЖНО в течение ближайших трех лет, это законно. К тому же опять вносятся поправки в ФГОС по каждому предмету, то есть и по технологиям учебник Казакевича – это не окончательное слово Минпроса.

Коротко об учебнике Казакевича. Детям предстоит узнать о роли техники и технологии в развитии общества, получить представление о техносфере, оценить свой потенциал на будущее (определить интересы и склонности), применить на практике знания по школьным предметам, попробовать себя в исследовательской и проектной деятельности, получить информацию о рынке труда, задуматься о социальных и экологических последствиях развития технологий. Они научатся создавать алгоритмы процессов изготовления нового продукта, демонстрировать технологическое решение с помощью текста, рисунка, графического изображения, демонстрировать результаты прикладных проектов, изготавливая материальный продукт на основе технической документации, изготавливать цифровой продукта по заданному алгоритму на заданной цифровой платформе, конструировать простейших роботов…

Вы спросите, как? В каких условиях? Какими ресурсами? Этого пока не знает никто.

Из реально предложенного: МЭШ, Кванториум, Технопарки, Олипиады в торговых центрах…

Людмила Кожурина

ГБОУ Школа №293, Издательство «Просвещение», Корпорация «Российский учебник»

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
10:00

Начало работы

10:00 – 15:00

10:30-11:30
Издательство «Просвещение»

Проблемы формирования предметных и метапредметных результатов технологического образования и их отражение в итогах Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Кабинет № 59. 5 этаж

ПИЧУГИНА Г. В., д.пед.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, главный редактор журнала «Школа и производство»


11:30-12:30
Издательство «Просвещение»

Новая концепция технологического образования, его реализация в УМК «Технология. 5‒9 классы» под ред. В.М. Казакевича

Кабинет № 59. 5 этаж

КАЗАКЕВИЧ В. М., д.пед.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО


12:30-13:30
Корпорация «Российский учебник»
Мастер-класс

Современные информационно-образовательные ресурсы для преподавания технологии

Кабинет № 59. 5 этаж

ГИЛЕВА Е. А., к.п.н., методист по технологии;
ОСТАХОВА О. А., зав. редакцией технологии и черчения


13:30-14:30
Издательство «Просвещение»

Проектирование рабочей программы на 2019 – 2020 учебный год: новые требования и новые возможности

Кабинет № 59. 5 этаж

ХАНГУЕВ К. Б., ведущий методист редакции технологического образования АО «Издательство «Просвещение»


10:00-11:30
Пленарное заседание

Анализ концепции преподавания учебного предмета «Технология»

ХОТУНЦЕВ Ю. Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ


Новое технологическое образование: Ожидаемые эффекты изменений

НИКИТИН И. М., вед. эксперт Центра изучения школьной практики и образовательных программ ХХI в.


Интеграция современных ресурсов и сетевых возможностей технологического образования школьников г. Москвы

УСАЧЕВ С. В., методист ГМЦ ДОНМ


Экспертный центр InTalent/Траектория таланта

Профориентация как путь к себе

КУШНИР М. Э.


Соревнования Ворлдскиллс в технологическом образовании школьников: возможности и перспективы

МАХОТИН Д. А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогических технологий непрерывного образования МГПУ, менеджер компетенции Ворлдскиллс Россия


Методика выполнения практико-ориентированных проектов

ХРОМОВ А. А., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, учитель технологии ГБОУ «Школа №1000»


Творческие проекты учащихся

АЛЕКСАШИНА М. Е., учитель технологии и музыки


10:30-11:15
Педагогическая мастерская

Использование интерактивной панели МЭШ на уроках технологии

Каб. №34

ЖДАНОВА Э. Ф.


Педагогическая мастерская

Цифровые технологии, проектирования и изготовления изделий

Каб. №42

ГОЛУБЦОВ С. А., учитель технологии


Мастер-класс

Декоративные цветы из ткани

Каб. №32

ВОРОБЬЕВА Е. В.


Мастер-класс

Плетение поясов

Каб. №37

БУТРЯКОВА Н. П.


Мастер-класс

Брелки из кожи

Каб. №38

ТАРАСОВА Е. П., ГОУ ЦО №293


Мастер-класс

Кожаный квиллинг

Каб. №44

ФОМИНА В. А.


Мастер-класс

Художественная обработка тонколистового металла

Слесарная мастерская

ЛАТКОВ В. В., ГОУ ЦО №293


Коллективный мастер-класс

Резьбе все возрасты покорны

Столярная мастерская

ГЛОЗМАН Е. С., Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент, методист ГБОУ Школа №293


Мастер-класс

Лепка. Отличительные особенности каргопольской игрушки

Каб. керамики, 1 этаж

АНТОНОВА Т. В.


11:15-12:00
Мастер-класс

Папье-маше ‒ бумажная глина в творческой деятельности учителей технологии

Каб. №33

ГОНЧАРОВА Н. В.


Педагогическая мастерская

Опыт проведения этапов «Всемирных Инженерных Игр»

Каб. №34

ДЖАНМАМЕДОВ А. М.


Мастер-класс

Воздушный бисквит

Каб. №35

ЛОБАНОВА Г. М.


Мастер-класс

Конструирование декоративных изделий из проволоки

Каб. №38

ФЕДОРОВА Э. А.


Мастер-класс

Букет из лоскутов в технике «Йо-Йо»

Каб. №43

ШЕЛУХАНОВА С. Л.


Мастер-класс

Ловец снов

Каб. №45

СЁМИНА Н. Н., учитель начальных классов


Мастер-класс

Авиаклуб на коленке

Слесарная мастерская

АНОШКИН А. А.


Мастер-класс

Конструирование и изготовление музыкальных инструментов

Столярная мастерская

ЛЮТКУС В. К., педагог дополнительного образования


12:00-12:45
Демо-сессия МОШ

Решение олимпиадных задач по технологии и робототехнике

«Умный дом» ‒ каб. №42 «Культура дома» ‒ каб. №38; «Техническое творчество» ‒ каб. №15; «Робототехника» ‒ каб. №39


Педагогическая мастерская

Дидактика уверенности в себе: проектируем современный урок технологии

Каб. №34

КОПОТЕВА Г. Л., к.п.н., старший научный сотрудник ЦДПО «Академия» «ИСРО РАО»


Мастер-класс

Открытка «Пасхальное яйцо»

Каб. №32

ТИТОВА Е. Ю.


Мастер-класс

Фриволите иглой ‒ современная альтернатива традициям

Каб. №37

СОЛОВЬЕВА Е. А.;
ФИЛИМОНОВА Е. Н., к.п.н., учитель технологии ГБОУ Школа № 1747 г. Москвы


Мастер-класс

Птичка из пряжи

Каб. №44

МОЛЧАНОВА К. А.


Мастер-класс

Создание настенных часов из гофр-картона

Слесарная мастерская

АЛЕКСАШИН М. В., учитель технологии и информатики


Мастер-класс

Объемная резьба

Столярная мастерская

КУРНАКОВА К. Л.


Мастер-класс

Применение гипса в детском творчестве

Каб. керамики, 1 этаж

МЕРКУЛОВ Ю. Н.


12:45-13:30
Мастер-класс

Тестопластика

Каб. №33

ЛОКТИОНОВА Л. И., учитель технологии


Педагогическая мастерская

Эффективное использование возможностей МЭШ на уроках технологии и ИКТ

Каб. №34

ЗЕНКИНА Ю. Е.;
ОРТИНА Н. А.


Мастер-класс

Чехол для ножниц

Каб. №35

ВОЛКОВА Н. М.


Мастер-класс

Ирисы. Цветы из капрона

Каб. №43

ДОМОЖИРОВА Н. И.


Мастер-класс

Полиграфическая технология

Каб. №45

САМЫГИНА С. В., Учитель технологии


Мастер-класс

Художественная обработка древесины

Столярная мастерская

ШАШКОВ Н. И., учитель технологии


Мастер-класс

Художественная ковка как средство реализации исследовательских проектов

Кузнечная мастерская

ПУДОВКИН Д. А., ГОУ ЦО №293


Мастер-класс

Украшение из полимерной глины

Каб. керамики, 1 этаж

ТИХОНОВА А. С.


13:30-14:15
Педагогическая мастерская

САПР в школе: проектирование зданий и помещений в Sweethome 3D

Каб. №42

МОЧАЛОВ Г. А.


Мастер-класс

Пасхальное чудо из бумаги «Я родился!»

Каб. №32

СУРКОВА А. А.


Мастер-класс

Изделия в технике грунтованный текстиль

Каб. №37

САМОЙЛОВА Е. А.


Мастер-класс

Вышивка. Необычное в обычном

Каб. №44

САФРОНОВА Е. В.


Мастер-класс

Технология изготовления кованной розы

Кузнечная мастерская

ПРОКОПЕЦ А. Ю., ГОУ ЦО №293


Пропедевтика графической подготовки школьников

Каб. №41

МАКЛЕНКОВА С. Ю.;
СЕРЕЖИНА Е. Ю.


Современные средства обучения школьников на уроках технологии

Каб. №34

ВАХТОМИНА Е. А.;
ГАСПАРЯН Н. М.


15:15

Закрытие дня