Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2018 г.

Всего участников: 610

Репортаж

Сегодня на педагогическом марафоне – день Супермена, то есть учителя начальной школы. Пожалуй, только супермен может сочетать в себе все качества и справляться со всеми задачами, которые выпадают на долю современного учителя «началки». Да и дети им достаются особые.


– Нам выпало учить детей поколения Z, рожденных после 2003 года. Это совершенно особое поколение, – так начала свою лекцию «Практика отработки навыков чтения от простого к сложному и диагностика читательской грамотности у учеников начальной школы» Александра Рифовна Турусова, учитель начальных классов московской школы № 1208. Поколение Z – это дети Интернета, неограниченных информационных потоков, планшетов и 3D-реальности. Они общительны, но выражают свои мысли при помощи мемов и картинок, а устная монологическая речь для них трудна. Они интересуются естественными науками и техникой, но не способны усидеть три минуты над одним делом. А мы идем их учить, подчас вооруженные только статичными картинками учебника и черной доской с белым мелом! Но даже если все обстоятельства против нас, ребенка можно увлечь чтением – например, при помощи нового учебника издательства «Экзамен». Его структура учителю не совсем привычна: на каждой странице путь от самого простого слова («Ай», «Аист») к более сложным («Арина», «Артист»), а потом еще сложнее («Апельсин», «аплодировать»). Именно благодаря постепенному и наглядному усложнению слов ребенок может сам войти в грамматику русского языка, сразу понемногу погружаются и в фонетику, и в морфологию, и в синтаксис. Хороший опыт – назначать в классе дежурного по толковому словарю, который всю неделю будет искать незнакомые слова в словаре и зачитывать перед классом. Так все мало-помалу научатся работать со словарем.

Традиционно, многие педагоги пришли на встречу с завсегдатаем марафона – доктором педагогических наук, руководителем Центра начального образования ИСРО РАО Натальей Федоровной Виноградовой. На этот раз она вместе с коллегами рассказывала о результатах, которых нашим учителям удалось достичь в области формирования функциональной грамотности младшего школьника. Обсуждая результаты PIRLS в 2016 году, спикеры похвалили детей и педагогов: ситуация с чтением у нас по-прежнему вполне благополучная. Только 1 % учащихся продемонстрировал низкий уровень по чтению, 26 % детей показали высший уровень, 44 – высокий. Однако Наталья Федоровна не позволила учителям почивать на лаврах: – Да, верно, все умения, которые можно измерить и стандартизировать, развиваются хорошо, и мы не теряем от цикла к циклу. Но позвольте говорить честно и жестко: мы успешны на международной арене не потому что мы сильны, а потому что другие еще слабее. У нас масса проблем с чтением и точно есть над чем работать. Наши дети невнимательны к смыслам, с трудом обобщают информацию, не слишком внимательно читают условия заданий, не готовы вести полноценный диалог. – Знаете, мы выдумали такую своеобразную форму беседы, когда учитель на уроке увлеченно разговаривает с одним учеником, а остальные спокойно занимаются своими делами. Иногда мы называем это диалогом – но, поверьте, это не диалог, – подчеркивает Виноградова, – Диалог – это сложнейшая форма общения, и с такой вот беседой не имеет ничего общего. В основе диалога всегда лежит провокация: проблема, острый вопрос, неоднозначная ситуация, вызов. Если мы предлагаем детям побеседовать на тему, в которой нет провокации, значит, мы создаем только иллюзию диалога. Вообще, провокация – ключевой рабочий инструмент хорошего педагога, считает Наталья Федоровна. Именно она позволяет создать условия, в которых ребенок начнет применять полученные знания, находить в себе импульс к самостоятельной, осмысленной деятельности, даже расти в нравственном плане: – На уроках ОРКСЭ можно сколько угодно говорить о достойном поведении и помощи ближнему, а вот уберите из фойе одну скамейку, чтобы не всем детям хватило места для переодевания! Вот тогда и посмотрим, насколько они готовы актуализировать свои знания!

Очень оживленно прошла лекция кандидата психологических наук, практикующего нейропсихолога Ирины Игоревны Праведниковой, посвященная методам коррекции трудностей понимания смысла прочитанного у детей. Нейропсихологические методы простираются гораздо дальше дежурной рутины: здесь много мелкой моторики, простых задач, языковых игр, из которых складывается умение понять текст. Разобрали вместе со специалистом упражнения для понимания логико-грамматических конструкций: вроде все не ново, но почему же мы так редко используем эти старые добрые задачки? Что было сначала, а что потом; какие определения подходят к каким словам; кто из трех детей самых старший, что посадили сначала – репу или морковь… Собрать рассыпанные предложения, сложить пирамиду из пословиц со схожим смыслом – и ничего, что некоторые пословицы приходится читать вверх ногами. Так даже интереснее, и для мозгов полезно. – Мотивация как раз рождается в лобных долях. Вот сидишь ты дома, ничего не хочешь, лень двинуть ногой. И вдруг звонит подруга, предлагает встретиться – и вас уже тянет встать с дивана. Вот то же и с ребенком: ему с вами все время должно быть весело, прикольно, чтобы хотелось встать и что-то начать делать. Что именно делать – потом придумаете! Как только публика стала выражать первые признаки усталости, Ирина Игоревна провела настоящий мастер-класс на развитие внимания, в основе его – игра с кумулятивным сюжетом: – Так, дети, правила такие! Когда я делаю руками такое движение, вы хлопаете один раз в ладоши. Пробуем… Справились! Теперь добавляем еще одно действие: когда я поднимаю руку – вы говорите: «Муть какая!». Поиграв буквально минуту, учителя с удивлением заметили, что им действительно стало веселее и захотелось «встать с дивана». Успешная учеба и социализация невозможна без развития эмоционального интеллекта: об этом напомнили педагогам Илья и Александра Бобовские, авторы и составители проекта «Монсики». Эти загадочные рисованные твари, оказывается, призваны помочь ребенку научиться распознавать чувства, свои и окружающих, развивать эмоциональный интеллект, а учителю – конструировать вовлекающие занятия и использовать драматургические приемы в образовательном процессе.

И первым вовлекающим занятием стала «эмоциональная» зарядка: под веселую речевку учителя со смехом хмурились, удивлялись, стеснялись, топали ногами – почти так же хорошо, как дети. А драматургия началась тогда, когда группам учителей было предложено нарисовать на доске своего персонажа-монсика, придумать ему биографию, отличительные особенности и характер. Непростая задача, но почти все справились достойно. Более серьезный разговор вела с участниками марафона профессор Рауза Шамилевна Мошнина, заведующая кафедрой начального образования АСОУ. Речь шла о компетентностном подходе в начальном образовании, а точнее – о роли ФГОС, которая часто остается «за кадром» – Стандарт, по которому мы сейчас работаем, который обсуждаем и модернизируем, призван не столько реформировать образование, сколько изменить российское общество в целом. От того, как мы с вами сработаем в начальной школе, зависит то, в каком обществе вы встретите свою старость, – подчеркнула Мошнина. Ничего не скажешь, мотив для трудовой деятельности действительно серьезный. А начинать, как всегда, придется с себя. В 21 веке от выпускников школ требуется инициативность, проактивность – а мы продолжаем жить под девизом «инициатива наказуема». Ценится способность находить нестандартные решения – а мы стандартизируем все и сразу, с первого учебного дня. Сейчас в порядке вещей смена профессионального пути и готовность обучаться в течение всей жизни – а в нас с детства засела привычка: выбрал призвание, значит, держись до конца, а иначе ты неудачник. – Наша главная задача – воспитать таких людей, которые нацелены не делать, а сделать. Не находиться в состоянии бесконечной активности, а достигать результата. И кажется, мы наконец-то нашли, как поменять содержание образования и технологию обучения, чтобы учитель сам стал таким «деятелем совершенного вида» – и учил этому детей. Изюминкой дня стало выступление доктора педагогических наук, директора ХороШколы Елены Игоревны Булин-Соколовой. Тема лекции – «Персонализированное компетентностное образование в начальной школе» – для многих педагогов государственных школ звучит как научная фантастика. Однако, опыт Финляндии, Великобритании, Германии и самой ХороШколы показывает: да, возможно и такое. Чтобы допустить возможность такого образования, воскрешаем в памяти «подход лесенок» К. Бакли. Представьте себе, что каждый ребенок «прокачивает» свои знания и навыки в тех областях, в которых ему сейчас удобно. На каждую тему тратит столько времени, сколько ему нужно, а не столько, сколько определено госпрограммой. Допускает замедление на одной лестнице, чтобы стремительно взбежать по другой. Что же получается? С точки зрения привычной системы – бардак, с точки зрения результата – осмысленное и мотивированное обучение. – Согласитесь: когда мы делаем вид, что весь класс марширует в едином темпе и синхронно осваивает ту или иную тему – это чаще всего лицемерие, – прямо заявляет Елена Игоревна, – Всегда есть дети, которым надо побыстрее бежать дальше, и дети, которым надо чуть подольше посидеть именно на этой теме. Бывает, что отстающие, когда им надоест отставать, перешагивают через сложное и стремительно идут вперед. – Нам все время кажется, что если ребенка не перемещать насильно вверх по программе, не подстегивать и не тащить на аркане, то он так и застрянет на своей теме. Да нет же, ни на чем он не застрянет, ему всегда будет чем заняться! Понятно, что и роль учителя в таких условиях кардинально меняется: – Если учитель стоит над ситуацией, за всем процессом следит сверху, если он носитель авторитета и единственный сценарист урока и всего учебного процесса, то присвоение учащимся цели происходит медленно и неэффективно. Ведь возможна другая система отношений, в которой дети и взрослые договарива.тся о целях, правилах, обсуждают, голосуют, формируют свою активную позицию. Так растут люди, которым нужно учиться, они мотивированы обучаться и повышать свой уровень. И, да, такой осознанности можно достичь и с пятилетними детьми. Скепсис многих слушателей рассеялся, когда оказалось, что подобная система жизнеспособна и в государственной российской школе – например, в школе ОРТ № 550 Санкт-Петербурга. Конечно, к ребенку, который учится в таком режиме, нужно особое внимание – тот самый индивидуальный подход, готовность учителя, а лучше и тьютора, готового разговаривать с ним, советовать, возиться с его личными потребностями… Но и результат стоит затраченных сил. Теперь дело за малым – найти в себе эти силы, хоть немного. Но ведь на то мы и супермены!

Александра Чканикова