13 апреля 2017 г.
Всего участников: 390
Репортаж
Профессиональная встреча детских и школьных библиотекарей стала поводом для обсуждения насущных вопросов: как наиболее удобным способом предоставлять детям и педагогам научную и учебную информацию, художественные тексты. В поле внимания оказались практически все аспекты работы библиотекаря: содержательный, организационный, технической обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК Объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА». Электронные формы учебников: дидактические возможности для достижения образовательных результатов
Олег Иванович Соколов, ведущий методист Объединенной издательской группы «Дрофа–Вентана»
Год экологии в библиотеке. Природа и человек в современной книге для подростков
Евгений Рудашевский, писатель, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Москва
Живой интерес вызвало интерактивное занятие «Педагог-библиотекарь в образовательно-воспитательной среде школы», где Ольга Козлова, преподаватель внебюджетных курсов повышения квалификации сотрудников школьных библиотек МИОО, член редколлегии журнала «Библиотека в школе», обсудила с участниками Марафона новые документы и нормы, которые будут определять их функции и статус в школе. В коротком интерактивном вступлении-знакомстве ведущая выяснила, что среди собравшихся довольно много представителей относительно новой специальности «педагог-библиотекарь», однако из заметных улучшений по сравнению с просто библиотекарем ими был отмечен лишь более длинный отпуск. Осваивать новые возможности и обязанности им лишь предстоит, возможно поэтому зал был переполнен.
Ольга Викторовна познакомила собравшихся с результатами опроса, которые дают представление об ожиданиях директоров школ относительно новой должности. 89% из них уверены, что школе нужна должность педагога-библиотекаря. Причем, от него требуются поистине универсальные умения ― от менеджерских до психолого-педагогических. Вот только часть желательных функций: проведение уроков библиотечной грамотности, участие во внеурочной деятельности, систематическое обучение учителей школы по вопросам новых книжных и мультимедийных ресурсов, работа с родителями, поддержка проектной деятельности, формирование читательской грамотности…
О том, как воплотить в жизнь этот не самый короткий список участники Марафона узнавали на разноформатных занятиях.
Существенно облегчить и усовершенствовать труд библиотекаря, сделать книги более доступными помогают цифровые технологии. На лекции «Опыт использования в школьной библиотеке средств автоматизации для эффективной реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» Марина Виноградова, руководитель проекта «Аверс: Библиотека», представила новые ресурсы современной библиотеки. Тему продолжила Елена Светич, кандидат педагогических наук, руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО «НЦИО», рассказавшая на лекции «Библиотечный фонд интерактивных учебных пособий ― помощь в реализации требований ФГОС» о том, как совместить книгу с электронными ресурсами. Она представила игры и задания по разным предметам, сопровождая их методическими рекомендациями по использованию мультимедийных возможностей в зависимости от типа урока и педагогических задач.
Однако не учебой единой жива библиотека ― место, где ребенок однажды и навсегда увлекается чтением. Но для этого нужно хорошо ориентироваться в огромном море издаваемых книг. Например, с помощью каталога, представленного главным библиотекарем ЦГДБ им. А.Гайдара Татьяной Рудишиной в обзоре «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков». Каталог выходит ежегодно и называется «100 новых, лучших книг для детей и подростков», дистанционно с ним можно ознакомиться на сайте по адресу: gaidarovka-metod.ru.
Содержательный и оживленный диалог о том, что делает книгу интересной для юных читателей, возник на проблемном семинаре «Год экологии в библиотеке. Природа и человек в современной книге для подростков». Писатель, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», Евгений Рудашевский рассказал аудитории о своих критериях увлекательности: что привлекает читателя в книгах о природе. В качестве примера он привел книгу «Не кричи: "Волки!"» канадского писателя Фарли Моуэта и показал, какие темы для диалога с подростками могут родиться из обсуждения увлекательного художественного текста. Собственно говоря, сам семинар стал живой иллюстрацией того, как разговор о книгах перерастает в содержательную дискуссию с аудиторией.
Другое, совсем не академическое и очень современное продолжение знакомства с художественным текстом продемонстрировали на лекции «Литературные экскурсии и библиотечные квесты в популяризации детско-юношеского чтения» Андрей Коновалов, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской литературы Института филологии МПГУ, и Наталья Богатырева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Института филологии МПГУ. В частности, участники Марафона узнали, как можно превратить работу с текстом в приключение и даже небольшое путешествие, например, по московскому району Хамовники, где расположено старинное здание университета. Тематические загадки были вплетены даже в ткань лекции: нужно было по фотографиям эпизодов квеста угадать, какие эпизоды литературных произведений на них инсценированы.
Эта эмоционально яркая и содержательная площадка стала завершающим этапом библиотечного «квеста», в который превратился этот день Марафона, где участники то сосредоточенно искали трудное решение, то увлеченно спорили, то щедро и эмоционально обменивались мнениями.
Елена Куценко