Рейтинг@Mail.ru

11 апреля 2017 г.

Всего участников: 335

Репортаж

Пятнадцатый день Педагогического марафона 2017 года собрал учителей истории и обществознания.


Научная составляющая школьного урока и школьного учебника (на материале учебника истории 6 класса)

Нина Ивановна Девятайкина, д.ист.н., профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ


Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ по истории: методика подготовки (на примере УМК издательства «Легион»)

Роман Викторович Пазин, заместитель директора ЧОУ «Ор Авнер» (г. Самара), учитель истории и обществознания, автор учебно-методических пособий издательства «Легион» по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию

Участников в этот день было более трехсот, причем, как и во многие другие дни, около трети преподавателей приехали из регионов. И так же, как и для других школьных учителей, тема аттестационных работ по предмету была наиболее актуальной и обсуждаемой. О методике подготовки к заданиям высокого уровня сложности на ЕГЭ по истории на примере пособий издательства «Легион» рассказывал один из авторов методических изданий Роман Викторович Пазин. Аттестации были посвящены и лекции: «Использование пособий издательства «Просвещение» при подготовке к итоговой аттестации»; «Всеобщая история в системе современного школьного образования: проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации и пути их решения»; «Использование пособий издательства «Просвещение» при подготовке к итоговой аттестации».

Говорили о насущном и обсуждали новшества. Например, в редакции этого года появилось новое в задании об исторических личностях: теперь нужно не только назвать известные в истории фигуры, но и указать их конкретные действия в определенный период. Отмечали наиболее сложные моменты. Многие лекторы подчеркивали, что не историческое сочинение, а задание 24 из первой части аттестации вызывает много проблем у детей. В этом задании требуется привести аргументацию для того или иного утверждения. Два аргумента ― за, два ― против. По словам старшегонаучногосотрудника «ФИПИ», заместителя руководителяФедеральнойкомиссии по разработкеконтрольных измерительных материалов для проведения государственнойитоговой аттестации по истории, члена авторского коллектива УМК по истории России издательства «Просвещение» ИгоряАнатольевича Артасова, часто ребята ошибаются, называя факты, а не аргументы. Или приводят необоснованные утверждения, которые фактами не являются. Многие вовсе не приступают к этому заданию. Для эффективной подготовки к экзамену существует масса способов, о которых и рассказывали лекторы, и пособий.

Конечно, не обошли вниманием вопросы содержания предмета истории, и как интересно доносить его до детей. Так, Игорь Анатольевич Артасов в беседе с учителями подчеркнул, что выделенных программой двух часов в неделю, конечно, не хватает для изучения истории. Изучение предполагает чтение книг, поэтому нужно учеников на это мотивировать. Хотя, старший научный сотрудник «ФИПИ» и признал, что сделать это очень непросто.

Доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ, научный руководитель московского лицея 1561 Нина Ивановна Девятайкина говорила о собственном видении предмета и его изучения. Она рассказывала учителям о научной составляющей школьного урока и школьного учебника ― на примере учебника истории 6 класса. Здесь собралось немного участников Марафона, но атмосфера в аудитории была удивительно теплой. Коллеги обсуждали, как приучать детей к работе с серьезными источниками, уважать авторские права, какие форматы работы избрать для того, чтобы мотивировать детей к изучению, чтобы оставить след в их головах и сердцах. Нина Ивановна уроках старается привить детям навыки научной работы. Например, с помощью коротких (на 3-5 минут) сообщений на разные темы. В них учитель просит придерживаться плана, где содержатся: тема, указание источника, вопросов, которые будут изложены, материал по этим вопросам и выводы. Научившись этому, ребята начинают понимать, как устроены научные доклады. Проводится и учебно-исследовательская работа со школьниками, и уроки-лаборатории, и тематические «круглые столы», и «мини-конференции». Нина Ивановна порекомендовала коллегам включать в обучение разные форматы, поскольку они не только обучают, развивают, расширяют возможности школьников, но и здорово мотивируют их на изучение предмета. Присутствующие были искренне благодарны лектору за информацию, а Нина Ивановна призвала учителей чаще встречаться и обмениваться опытом.

Екатерина Николаевна Калачёва, кандидат исторических наук, ведущий специалист кафедры истории и обществознания АНО «НЦИО», делилась методикой использования интерактивных материалов серий «Наглядная школа» и «Медиа Коллекция» на уроках истории и обществознания. Для каждого из предметов подготовлены схемы, таблицы, иллюстрации, на их основе учитель может создавать собственные сценарии уроков. Для преподавания истории можно включать в сценарии и специально подготовленные к программе фильмы. Работать с предлагаемыми интерактивными материалами можно коллективно в классе, можно использовать их в индивидуальной работе на любых устройствах, включая планшеты. А можно давать домашние задания или заниматься с учениками дистанционно.

Больше всего людей собралось в День учителя истории и обществознания на лекцию заведующего кафедрой методики преподавания истории Института истории и политики МПГУ, доктора педагогических наук и автора многочисленных пособий Евгения Евгеньевича Вяземского: «Политика в сфере общего исторического образования: преемственность и эволюция приоритетов». Евгений Евгеньевич говорил о функциях обучения, о задачах и стратегии их решения, об изменяющихся в историческом образовании тенденциях и о противоречиях. Например, о расхождении между развитием личности, о котором говорит концепция образования и «государственническими» традициями. Не всегда внятно объясняется разница между историческими интерпретациями и «готовыми» государственными концепциями, влияющими не только на изучение истории, но и на мировоззрение.

О формировании мировоззрения в этот день говорилось немало, ведь предмет обществознание к тому обязывает. Учителя не обходили вниманием и проектную деятельность. Хочется упомянуть слова кандидата исторических наук, доктора педагогических наук Людмилы Николаевны Алексашкиной, ведущей лекцию «Электронная форма учебников истории: образовательный потенциал и эффективное использование». Лектор на помнила, что проект по своей сути должен стать новым исследовательским продуктом, который вырабатывает мировоззренческую позицию и ощущение причастности.

Ольга Хотимская