Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2015 г.

День учителя информатики  Программа дня

Всего участников: 384

Репортаж

День учителя информатики не похож на другие: по своему составу он один из самых «мужских» – и самых «молодых». В аудиториях много молодых педагогов, быстрой походкой пересекают коридоры энергичные юноши и очаровательные молодые женщины, мелькают яркие свитера, джинсы… Обстановка неформальная, но деловая.


Д.П. КИРИЕНКО
Как учить программированию в школе?


М.Н. БОРОДИН
Методическое наследие И.Г. Семакина


– В этом году школьному предмету «информатика» исполнилось 30 лет. И кажется, что совсем недавно у нас была актуальная задача: как преподавать информатику без компьютеров, – напомнил, открывая день, ректор МПГУ Алексей Семенов. Ректор хорошо знал, о чем говорил – он с командой единомышленников входил в команду академика Андрея Петровича Ершова, которая в кратчайшие сроки создала с нуля первый учебник информатики. А теперь Алексей Львович и сам академик.

– Один медленный процессор на школу и экран, который почти ничего не показывает. Проблема оснащения уже давно не стоит остро, уж в Москве-то точно нет дефицита техники. Но тем яснее, что суть не в оснащении, а в содержании: какой должна быть современная школьная информатика?

На этот вопрос все выступающие отвечали по-своему.

Учитель информатики московской школы № 179 МИОО Денис Кириенко поделился опытом «построение коммунизма в одной отдельно взятой стране» – построения профильного курса информатики, включающего только программирование – в одной отдельно взятой школе.

– В стране острый дефицит программистов. Это большой рынок, который не обеспечен кадрами. Программирование сегодня – крайне востребованная специальность.

Практически все материалы курса 179 школы находятся в открытом доступе. Использовать их в любом объеме, в зависимости от имеющегося количества часов, может любой желающий. Также доступна автоматическая тестирующая система, без которой реализовать такой курс было бы невозможно. Ведь учитель за год принимает на проверку около 15 000 задач, примерно по 300 задач на каждого ученика!

Учителя слушали с большим интересом, но время от времени вздыхали:

– Да уж, три часа информатики в неделю с седьмого класса, свободная программа, одаренные мотивированные дети. Красиво, но для наших «реалий» – нереально.

Частное научно-образовательное объединение «Институт новых технологий» представлял методист Вахтанг Харшиладзе, который провел мастер-класс «Использование возможностей социальных сетей, LMS, а также использование приложения для смартфонов и планшетов в образовательной практике». Его видение школьной информатики можно определить так: станьте ближе друг к другу!

– Содержание предмета это не контент, с которым ученик остается после урока один на один. Вот мои вам советы. Во-первых, заведите себе по планшетному устройству: хоть смартфон, хоть лэптоп – это очень полезные для учителя вещи. Во-вторых, если еще не успели, зарегистрируйтесь хотя бы в одной социальной сети, можно и не в самой населенной. Общаетесь ли вы со своими учениками по сети? Нет? А надо бы! Начинайте прямо сейчас! 

Детище «Института» – специальное приложение, напоминающее социальную сеть. Это чисто образовательная программа, здесь нет опасностей обычных открытых сетей, к тому же в ней можно наладить иерархическую связь: не «друг-друг», как в сети «вконтакте», а «учитель-ученик». Можно пользоваться сетью для обсуждения тем урока, ответов на вопросы, проверки домашних заданий, совместного решения задач…

– Но смотрите, учитель здесь не должен становиться модератором своих учеников, он полноправный участник процесса, куратор, – объяснил методист собравшимся. Поверьте, работа в этом приложении – отличная профилактика жертв соцсетей. Дети понемногу учатся ответственности за то, что говорят и выкладывают в Интернет.

Некоторые учителя и к этому подходу оказались прохладны: социальные сети, «облачные технологии» – это не серьезно. Правда, планшеты и смартфоны лежали на столах у многих: не так уж все и «заоблачно».

Профессор кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ, педагог с тридцатилетним стажем, Надежда Николаевна Самылкина сразу сумела найти общий язык с аудиторией. Ее доклад «Эффективная организация практической деятельности на уроках информатики в основной школе» собрал больше всего слушателей.

Что должно измениться в деятельности учителя и ученика с переходом на ФГОС? Чтобы ответить на этот вопрос, снова прошлись по основным пунктам: системно-деятельностный подход, новые образовательные результаты, практикоориентированность. Сделать урок информатики по-настоящему современным могут тесная связь теории с технологией, современное содержание, тематически завершенные образовательные модули.

Важно понимать, что программирование – обязательная часть школьной информатики, но воспринимать ее нужно не как самоцель, а как средство для решения различных профессиональных задач.

Много было сказано и об электронном учебнике: он открывает новые просторы для коммуникации, как горизонтальной, так и вертикальной, он удобен, оперативен. Но нужно еще придумать, как сочетать бумажные учебники с электронными и как восполнить детям занятия для развития мелкой моторики рук.

Наконец, Надежда Николаевна представила вниманию собравшихся новые учебники издательства «Бином», и в частности – задачник с массой интересных практических заданий:

– На практических занятиях дети могут понять, что информатика – не отвлеченная дисциплина, а актуальная, жизненная. Например, мы можем на уроке рассчитать, как быстро вокруг витрины собирается человеческая пробка, продумать движение маршрутов городских автобусов. Можно провести контент-анализ любого текста, например – послания Президента Федеральному Собранию. Но любимый проект школьников – это «Эпидемия», почти как игра-ужастик, где нужно рассчитать скорость распространения инфекции.

Под занавес рабочего дня учителям была представлена лекция заместителя директора Учебного центра факультета ВМК МГУ по учебно-методической работе Елены Тимофеевны Вовк под названием «Искусство презентации»: учителя повторили правила использования кавычек, пробелов, написания дат и цифр, а в конце получили памятные подарки от журнала «Потенциал».

В это время в соседнем зале, как и в начале дня, вспоминали события тридцатилетней давности, когда информатика только-только пришла в школу. Семинар «Методологическое наследие И.Г. Семакина и будущее пермского курса информатики» вел генеральный директор издательства «Бином» Михаил Николаевич Бородин.

– Я помню, какой был компьютерный бум в 1985 году. Предсказываю, что в ближайшие годы ожидается не меньший бум, благодаря развитию робототехники.

На семинаре выступили коллеги и друзья Игоря Геннадьевича. Евгений Карлович Хеннер специально прилетел для этого на один день из Перми. Никого не оставил равнодушным короткий фильм, в котором звучал голос Игоря Геннадьевича, были включены фрагменты его выступлений перед учителями в различных регионах России. Семинар получился очень теплым и дружеским.

Александра ЧКАНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Как учить программированию в школе? Опыт построения профильного курса в школе № 179 г. Москвы

КИРИЕНКО Д. П., учитель информатики школы № 179, МИОО, г. Москва


НОЧУ «Институт новых технологий»

Мастер-класс

Использование возможностей социальных сетей, LMS, а так же использование приложения для смартфонов и планшетов, в образовательной практике

ХАРШИЛАДЗЕ В. А., методист «Института Новых технологий»


 22360%
 14640%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

От арифметики до ассоциативных массивов. Содержание курса обучения программированию

КИРИЕНКО Д. П., учитель информатики школы № 179, МИОО, г. Москва


Издательство «Просвещение»

Лекция

Эффективная организация практической деятельности на уроках информатики в основной школе

САМЫЛКИНА Н. Н., к.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ


 8526%
 24374%
13:45 – 15:00

Семинар

Методическое наследие И.Г.Се­ма­кина и будущее пермского курса информатики

БОРОДИН М. Н., генеральный директор издательства «Бином», г. Москва


ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

Искусство презентации

ВОВК Е. Т., зам. директора Учебного центра факультета ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова;
МАЙОРОВА В. В., преподаватель Учебного Центра ф-та ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова


 10833%
 21967%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии