Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2015 г.

Всего участников: 659

Репортаж

Untitled Document

Второй День учителя начальной школы проводился в субботу, на этот раз в МПГУ собралось приблизительно 600 человек, почти в два раза меньше, чем вчера. Работа проходила спокойно, даже немного степенно: в залах места хватало всем, при желании можно было перейти с одного мероприятия на другое и спокойно включиться в новую работу...


С.Г. ЯКОВЛЕВА, Н.В. СЕЛЮНИНА
Достижение планируемых результатов средствами учебных предметов


Издательства «Экзамен-Медиа», «Легион», «Дрофа», «Экзамен», «Просвещение», Центр Электронного тестирования, ТПК «Школьник», НОУЧ «Институт новых технологи» представили собравшимся свою работу – книги, учебные пособия, рабочие тетради, наборы для проведения естественнонаучных экспериментов. 

Наталья Селюнина, методист ФНМЦ им. Л. В. Занкова, прочитала лекцию «Достижение планируемых результатов ФГОС средствами учебных предметов: задания, учебные ситуации, организация самоконтроля и контроль». Она объяснила, что ФГОС требует не только достижения, но и контроля результатов трех видов: предметных, метапредметных и личностных, тогда как учителя привыкли анализировать только предметные результаты. Остальному им нужно научиться. Проверить, каковы личностные и метапредметные результаты учеников, помогает особая оценочная система, созданная на основе деятельностного подхода. В ней используются уровневый подход к разработке планируемых результатов, накопительная система оценивания, самооценка – все это является не дополнением, а обязательной частью оценочной системы. Такая многоплановость нередко пугает учителей, они думают, что на отметки учеников должны влиять не только внутренняя система оценивания, но внешние проверки и тестирования. Это не так: внешние проверки проводятся не для оценивая детей, а для анализа работы школы, педагогического коллектива, учителя.

Для того чтобы понять, работает ли тот или иной методический прием на развитие личностных и метапредметных результатов, Наталья Владимировна предложила использовать способ его анализа, который может пригодиться при планировании уроков всеми учителями-предметниками. Она предложила анализировать то, что педагог планирует делать на уроке, с точки зрения планируемых личностных или метапредметных результатов, которые являются базой для результатов предметных. Вы собираетесь поработать над развитием сотрудничества? Тогда задайте себе три вопроса:

  • Выполнение данного вами задания позволяет сотрудничество?
  • Выполнение данного вами задания  требует сотрудничества?
  • Результатов работы над данным вами заданием будет индивидуальный или коллективный продукт?

Ответив на эти вопросы, вы сразу поймете, соответствует ли данный метод поставленной цели. Если нет, методику можно и нужно подкорректировать так, чтобы работа над заданием требовала сотрудничества, сотворчества, а проверялся не только индивидуальный, но и общий результат. Аналогичным способом можно корректировать любые методы и педагогические приемы, делая их эффективными для развития личностных и метапредметных результатов.

О создании интерактивной среды для развития УУД рассказала Ирина Иванова, учитель школы № 1566. Он привела статистические данные и отметила, что диагностика метапредметных результатов показывает их низкий уровень – возможно, у нас пока нет нужных инструментов для их формирования.

Александра Руднева, руководитель информационно-методического направления ООО «ТПК Школьник», продемонстрировала интерактивное пособие, которое можно использовать для небольших естественнонаучных исследований. Предлагаемые этой организацией комплекты разработаны для разных возрастных групп и учебных предметов.

Как обычно, работа шла не только в лекционных залах, но и в кулуарах. Совершенно случайно я стала свидетелем оживленного диалога, в котором одна учительница чему-то явно обучала свою коллегу. Оказалось, что она делилась опытом создания сайта учителя при помощи бесплатного конструктора сайтов. «Вот бы такой мастер-класс для нас сделали», – мечтательно сказали мне эти учителя…

Учитель физики Елена Алексеева рассказала о пропедевтическом курсе по физике для начальной школы, который она проводит уже несколько лет. Ее курс подкреплен мультимедийной презентацией, используя которую похожую работу в своем классе может провести любой учитель.

Александра Лопатина и Мария Скребцова, авторы проектов «Учимся с радостью», рассказыли об изданных книгах и поделились опытом активизирующих доброе общение между детьми проектов. Они учат своих учеников говорить друг другу комплименты, делать добрые дела для тайного друга…

Закончился день учителя начальных классов демонстрацией фильма-гипотезы «Марс – продолжение жизни на Земле». Фильма, в котором переплелись научные идеи и факты с полетом фантазии авторов. Пожалуй, именно  в этот день фильм был показан не случайно, ведь универсальное умение фантазировать и мечтать обязательно должно быть у каждого учителя, воспитывающего самых младших, самых любознательных школьников.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА