25 марта 2015 г.
Всего участников: 988
Репортаж
О.В. ХУХЛАЕВА
Эмоционально-символические методы в работе школьного психолога
Одна из тем дня – как организовать психологическое сопровождение введения ФГОС.
Лекция «Возможности психолога в формировании УУД», которую прочитала Татьяна Меркулова, психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», была о том, как специалисты центра учат педагогов выстраивать обучение в ключе системно-деятельностного подхода и достигать заложенных в новых стандартах метапредметных результатов.
– Одно из главных препятствий здесь – привычные способы работы, старый опыт, который не дает учителям увидеть новое, – отметила Татьяна Викторовна. – Например, результаты работы по ФГОС с позиции ученика можно представить следующим образом: «Я умею и знаю, как составлять целое из частей, давать определение понятиям, относить объекты к понятиям, сравнивать объекты, систематизировать информацию…». А если перевести это с языка ребенка на взрослый, то за этим стоят универсальные учебные действия: анализ, сравнение… Когда учителя слышат эти знакомые слова, у них возникает ощущение «я все это хорошо знаю», тогда как на самом деле учитель отождествляет универсальные учебные действия с логическими операциями. Но это разные вещи… Универсальное учебное действие всегда происходит в поле цели. Я сравниваю не просто потому, что учитель дал мне задние сравнить, а чтобы достичь какой-то цели, например, сделать выбор между разными объектами. А если это логическая операция, наличие цели принципиального значения не имеет.
Лекция «Психологическое обеспечение рабочих (учебных) программ в условиях ФГОС: 12 шагов» Аллы Думчевой, доцента кафедры психологии СПбАППо (Санкт-Петербург) и Ольги Голуновой, педагога-психолога высшей категории ГБОУ № 628 «Александринская гимназия» Санкт-Петербурга привлекла слушателей своей технологичностью и тщательной проработкой всех шагов практической реализации. За единицу анализа они взяли класс. Такой подход хорошо укладывается в модели учительского мышления.
– Молодцы питерцы! Чувствуется психологическая школа! – психологи еще долго обсуждали лекцию.
На третьей линейке дня с Аллой Думчевой и Ольгой Голуновой можно было встретиться еще раз. Их выступление было посвящено психологическому сопровождению школьников группы риска в условиях ФГОС. Докладчики коснулись всех аспектов этой непростой задачи, дали конкретные рекомендации, подкрепив их примерами из собственного опыта:
– Важно обращать внимание учителей на то, что универсальные учебные действия в своем формировании проходят ряд этапов. Например, учительница второго класса жалуется: «Вася несамостоятельный, у него бардак на парте, то он сделал не так, это он не сделал». Если выразить эту жалобу на языке стандарта, получается, что у Васи не сформированы регулятивные учебные действия. А они должны быть у него сформированы к этому моменту? И если должны, то на каком уровне? Согласно нормам возрастной психологии, Вася должен делать то, что он не делает, на уровне образца. А по образцу Вася все делает, и делает хорошо, То есть это не с ребенком что-то не так, это мы предъявляем к нему завышенные требования.
Надо сказать, во всех докладах и диалогах этого дня явственно ощущалась их практическая направленность. Большинство выступлений были нацелены на представление возможностей конкретных психологических средств и инструментов.
Так, консультант группы компаний «Персонал Софт» Павел Киселев вместе с ведущим методистом фирмы «1С» Евгенией Кусакиной рассказали о программе комплексной диагностики личностного развития ребенка. В частности, речь шла о диагностике ценностных ориентаций и диагностике готовности к выбору профессии.
А педагог-психолог школы № 4 города Мытищи Антонина Иванова представила авторскую разработку – «Журнала учета содержания и времени работы педагога-психолога», он поможет провести анализ собственной деятельности.
Старший научный сотрудник Центра практической психологии Галина Резапкина представила оригинальную диагностическую методику «Характер и профессия» и рассказала о том, как учитывать акцентуации характера в профориентационной работе.
Удивительно тонкое и вдохновенное занятие провела профессор МГППУ Ольга Хухлаева! Она поделилась замечательными историями, показывающими, как практическая психология обнаруживает себя в самых обыденных ситуациях:
– Как-то в Казахстане мы начали очередное занятие, и обнаружилось, что тряпичного материала не хватает. Я предложила сдавать групповую куклу. Разделиться на группы с похожими желаниями по поводу позитивных изменений, которые хотим привнести в жизнь, и сделаем куклу-символ. Я не могла даже предположить, какой прилив энергии вызовет эта работа. В нее вовлеклись все: и учителя, и директора, и вдруг в какой-то момент все, не сговариваясь, запели. Разве не чудо – когда внутри людей буквально на твоих глазах растут светлые, радостные чувства?
…Кстати, и на марафоне в этот день произошло подобное чудо. Педагоги детского авторского центра «Островок» города Видное Алеся Лопатина и Мария Скребцова разыграли волшебные истории за ширмой кукольного театра. Зрители сразу включались в действо и начали помогать (репликами из зала) несчастной и очень из-за этого вредной Бабе-Яге постигать суть нормальной жизни…
Анатолий ВИТКОВСКИЙ