Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2015 г.

Всего участников: 791

Репортаж

В этот день состоялось официальное открытие ежегодного Всероссийского педагогического марафона учебных предметов. И это соответствует сути: когда Борис Куприянов посреди лекции обратился к участникам из регионов, посыпалось: Липецк, Иваново, Краснодар, Воронежская область…

Люди аплодировали друг другу! Марафон приветствует всех!


Ключевые понятия Дня классного руководителя – мотивация, индивидуализация, ценностные ориентации.

М.Р. БИТЯНОВА
Как и почему учатся разные люди? Типы учебной мотивации подростков


Лекция доктора педагогических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» Бориса Куприянова называлась «Внеурочная деятельность в основной школе: сущность, содержание, формы». Было проведено четкое разграничение понятий внеурочного, дополнительного и основного образования. Разобраны ситуации, в которых эти понятия смешиваются. Речь шла о причинах путаницы. Это и стереотипы сознания педагогов (используют часы для еще большего количества тренировок по предмету), и шаткая нормативно-правовая база, и отсутствие у государства возможностей поддерживать внеурочную работу и дополнительное образование (передано на откуп регионам). Однако педагогу надо понимать, какие именно и где он решает задачи: осуществляет ли стандарт образования, или развивает способности ребенка, или поддерживает его личность. То есть предмет деятельности может быть один (лектор приводил в пример театр), а ее задачи – разные.

Что касается собственно внеурочной деятельности – ее трудно спланировать, да и надо ли? Лектор обратил внимание на книгу Д. Григорьева и П. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» – здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5805133/. Дело в том, что классный руководитель порой сам не замечает, сколько разнообразной работы он проводит с детьми: от момента, когда он заглядывает «к своим» перед первым уроком «просто посмотреть» до ситуативного разговора в коридоре. Это важно, но до сих пор не институализировано. И тут не принцип плана нужен, а именно идея конструктора воспитательной деятельности.

Тема затронула участников, даже по истечении времени лектора просили продолжать, а по окончании – обступили с вопросами.

Вдохновила и лекция «Барьеры во взаимоотношениях педагогов и родителей и пути их преодоления» Марины Чибисовой, кандидата психологических наук, доцента МГППУ, главного редактора журнала «Школьный психолог». Тема актуальная, больной вопрос для многих классных руководителей. Но если разложить ситуацию по полочкам, то и решения как на ладони. Строить партнерские отношения с родителями нам мешает то, что 1) учитель сильно загружен, 2) у него есть определенные установки о должном в отношении родителей, 3) есть стереотипные ходы в разговорах с родителями. Но то же самое связывает и родителя! Как быть? Начать меняться. Лучше – вместе с родителями, считает специалист. Например, вы загружены (родители тоже, кстати) – и вот вы договариваетесь решать не все проблемы сразу, а одну. Допустим, мама не про все двойки ребенка думает, а только по математике. Начав решать узкую проблему, вы сдвигаетесь с мертвой точки и перестаете паниковать.

Главное – чтобы вы услышали и чтобы вас услышали. Что этому мешает? И снова по пунктам: 1) позиция «сверху», 2) дистанцирование («ваш ребенок»), 3) оценочные суждения («вы слишком мягки»). Целая наука – как говорить, чтобы вас слушали, и как слушать, чтобы с вами говорили. Главная цель – стремиться к взаимной мотивации. А фраза «Нам с вами важно…» – волшебная.

«Тьюторское сопровождение как ресурс работы классного руководителя» – с этой темой выступила Татьяна Ковалева, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Тьютор – это новая педагогическая профессия, но не обязательно иметь диплом тьютора, чтобы помогать ученику в максимально полном раскрытии его способностей и в прокладывании доступных и приемлемых для него путей развития. Иначе говоря – вкладываться в личностные результаты ученика. Лектор критиковала «чудовищную авторитарную» практику тестирования на предмет выявления способностей для последующей их эксплуатации: «Это уже захлестывает, надо спасать детей от этого. Надо уметь удерживать разное!».

Итак, суть тюторской работы – создание среды, поддержка (навигация) и развитие (масштабирование). Это работа с проектной деятельностью, сопровождение детей в перерывах между учебными погружениями, фиксация познавательного интереса на уроках, ведение встроенной диагностики занятий… Это было понятно слушателям. Однако живой пример про Ваню из детского сада, который «может завязывать шнурки сколько хочет» и которого нельзя торопить, не вызвал сочувствия у слушателей: «А что же остальные дети?» – «А пусть выходят на прогулку» – «А где же воспитатель?» Ответа нет. Видимо, Ваня все-таки должен поторапливаться... пока тьюторы не придут.

Занятие «Ценностное развитие учащихся. От теории к практике» проводили Татьяна Беглова,психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», и Елена Себина, педагог православной классической гимназии «Радонеж». Важно, чтобы ценности и цели человека не противоречили друг другу. Перекосы вроде того, что люди умеют достигать целей любыми, порой безнравственными средствами, неприемлемы. Очень важно, какие ценности транслирует педагог, как он формирует ценности на материале своей дисциплины – ведь не секрет, что само по себе прочтение материала, даже художественного, не обеспечивает понимания ценностей. Наконец, атмосфера школы. Редко где можно встретить единое ценностное пространство, когда все педагоги находятся в едином ценностном поле, умеют действовать в соответствии с разделяемыми ценностями. Было даже введено понятие «ценностное развитие».

Тут мне как слушателю пришли мысли о том, что не кто иной, как директор школы задает ценностное поле жизни учителей и учеников… однако разговор перешел в плоскость православных христианских ценностей и был представлен опыт проведения творческих дел в православной гимназии.

Лекция Марины Битяновой, кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» «Как и почему учатся разные люди? Типы учебной мотивации подростков для педагогов и родителей», была построена на том же материале, что и лекция «Метод проектов в основной школе. Новый взгляд на организацию и содержание работы» (Александра Теплицкая и Ирина Князева, психологи Центра «ТОЧКА ПСИ»). А именно – на описании пяти мотивационных типов подростков: Исследователь, Проектировщик, Испытатель, Активист, Призёр. Тем интереснее было наблюдать варианты интерпретаций одной и той же классификации.

В одном случае (во втором, но по времени лекция шла раньше) классификация помогала лектору показать, что типы и формы проектов надо подбирать под особенности ребенка. Например, групповые годятся для «активистов» и не годятся для «призёров». В этом-то – во внимании к индивидуальности ребенка (в части мотивации) – и заключается новый взгляд на организацию проектной работы.

В то время как Марина Битянова вела речь именно об образовательных потребностях детей, они же – ценностные мотивы. И та же классификация рождалась в результате обсуждения этих мотивов в аудитории. Исследователи, которые учатся впрок. Проектировщики, которые видят цель, а учатся по необходимости движения к ней. Испытатели, проверяющие все вызовы (себя как вызов в том числе). Активисты, ищущие одобрения в общении. Призёры, чья страсть – себя показать и другим доказать.

Не вошли в классификацию Реформаторы и Творцы, потому что их стало очень мало. Детям такого типа надо помочь переопределиться в более распространенные мотивационные типы, считает специалист. И далее – еще об одном типе: Хорошая девочка (мальчик). Ребенок, который учится и живет для кого-то, а не для себя. Учебная мотивация самая примитивная: не огорчить маму или папу. Однако и это очень малочисленная группа детей.

Сакраментальный вопрос: «И что?» Допустим, определили.

Но, оказывается, не так-то просто и определить. Мотивационный тип даже хорошо знакомых персонажей, как Буратино, Незнайка, Мальвина, Пеппи Длинныйчулок, все определяли по-разному. Что уж говорить о задании «Проект для героя»: какие стороны у него сильные, какие слабые…

В общем, в №7–8 журнала «Классное руководство и воспитание школьников» вы прочитаете всё о типах мотивации школьников и о том, как это знание поможет точнее работать с детьми.

Спасибо всем участникам, организаторам – и до свидания!

Людмила КОЖУРИНА