Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2014 г.

Всего участников: 930

Репортаж

День школьного психолога начался с разговора на тему, которая волнует каждого родителя, педагога и психолога, – непослушные дети. Кто не слышал от родителей фразу: «Мой ребенок неуправляемый»? Как быть психологу в этой ситуации?


ТВ Школьный психолог
Мастер-класс
Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы
ЧИБИСОВА Марина Юрьевна, к.психол.н., доцент ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор журнала «Школьный психолог»


Издательство «Генезис»
Лекция
Метафорические карты в работе практического психолога
МУХАМАТУЛИНА Екатерина Александровна, к.психол.н., зав. кафедрой психологии воспитания МИОО, автор книги «Метафорические карты. Руководство для практического психолога» и карточных колод «Пути-дороги. Метафора жизненного пути», «Дерево как образ человека» и др. (Генезис, 2014)


Проблемный семинар
Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД
КУЗНЕЦОВА Анастасия Андреевна, педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»


Мастер-класс
Взаимодействие психолога с заместителем директора по воспитательной работе: инновационные приемы и технологии
ХУХЛАЕВА Ольга Владимировна, к.психол.н., д.п.н., профессор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», руководитель психологической службы школы «Президент»;
СИЗОВА Елена Александровна, зам. директора по воспитательной работе школы «Президент»


Мастер-класс
Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка
ОБУХОВ Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Ведущая мастер-класса   «Психологическое консультирование родителей по проблемам детского непослушания: возможные причины и стратегии работы» Марина Чибисова, кандидат психологических наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор журнала «Школьный психолог», предложила для начала подумать над другим вопросом: а должен ли ребенок быть послушным? Поможет ему послушание в жизни быть успешным и счастливым? А что поможет?

Зал отреагировал моментально:

– Упрямство… уверенность…инициативность.

– Как видите, послушания в этом перечне нет, – резюмировала Марина Юрьевна. – В то же время мы понимаем: психологически здоровый, адекватный,  адаптированный к социуму человек умеет следовать определенным правилам. И значит, вопрос не в том, чтобы воспитать послушание, а в том, насколько ребенок понимает, где он свободен поступать так, как ему хочется, а где границы этой свободы. И тогда задача психолога – помочь родителям создать для своего ребенка такую поддерживающую среду, чтобы он учился видеть пространство собственной свободы  и уважать свободу других. Вот если таким образом – через вопрос «зачем» – смотреть на проблемы ребенка, работа с родителями становится более понятной.  

Одновременно во втором зале шел мастер-класс кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Марины Битяновой  «Психологическая помощь педагогическому коллективу на этапе слияния образовательных учреждений». Очевидно, что при слиянии разных школ встает задача соединения двух коллективов в один, в идеале – о формировании сообщества педагогов на основании общих ценностей и смыслов. В психологии  разработаны различные игровые и тренинговые методики, но начинать надо, как утверждает Марина Ростиславовна, не с них. Тренинги  эффективны в тех группах, где уже созрел запрос на обучение определенным навыкам, скажем, навыкам работе в команде. А пока такого запроса нет (на начальном этапе слияния) необходима другая работа, связанная с проговариванием ценностей, рефлексией, осмыслением нового опыта. В частности, стоит поговорить о том, почему сплочение педагогического коллектива строится именно на определенных ценностных основаниях и о том, как это важно для каждого учителя, для детей. Известно, что в школах, где работают  сплоченные педагогические  коллективы, дети, как правило, присваивают ценности учителей.  Особое значение имеет рефлексия ценностных конфликтов, скажем, конфликта нескольких ребят с учителем-предметником. Когда  взрослые обсуждают такого рода конфликты, а потом кто-то из  педагогов приходит в класс и говорит: «Вы знаете, это было очень непростое для меня решение, но я поддержала вас» – ребята получают уникальный жизненный опыт.

Тему сплочения продолжил  Олег Хухлаев, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».  Он провел мастер класс   «Обучение во взаимодействии: психолого-педагогическая технология сплочения школьного класса». На мастер-классе О. Хухлаев   познакомил коллег с технологией «Мозаичный класс», которая позволяет  сделать атмосферу в классе более гармоничной. Эта технология была разработана  в рамках подхода «обучение через сотрудничество» в начале 70-х годов  профессором университета штата Техас Э. Аронсоном и базируется на двух главных принципах. Первый принцип прост:  вместе мы знаем больше, чем знает каждый из нас. А второй принцип звучит так: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих целей. Ведущий акцентировал внимание на том, что подобные идеи высказывались и отечественными педагогами, в частности Павлом Блонским, но не были технологизированы и не получили широкого распространения в школьной практике.

Конечно, без разговора о введении ФГООС в этот день не обошлось. На  проблемном семинаре «Организация психологического сопровождения программ формирования и развития УУД», который провела педагог-психолог, старший научный сотрудник лаборатории «Модернизация психологической службы системы образования» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Анастасия Кузнецова, в аудитории не было незанятых мест. Анастасия Андреевна познакомила участников с базовыми принципами работы психолога по сопровождению этих программ и показала возможности реализации этих принципов на конкретных примерах.

Большой интерес гостей марафона также вызвал мастер-класс кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Алексея Обухова «Психологическая поддержка познавательной инициативы ребенка». Алексей Сергеевич продемонстрировал фильм: уникальные документальные кадры, демонстрирующие стратегии современных детей в ситуации неопределенности (при встрече с незнакомыми, новыми вещами).   Оказалось, дети различаются по своей чувствительности к новому. Есть ребята с высокой чувствительностью к новизне, а есть те, кому она не присуща, однако они способны идти вслед за проявившимся у сверстников интересом, поддерживать и  развивать начатую другими детьми исследовательскую деятельность. Это различие  не учитывается в школьных практиках, и как раз о способах поддержки исследовательской активности шла речь на мастер-классе.

…И в целом: в этот день было сказано и показано столько интересного!  Например,  технология метафорических карт, которые помогают усилить эффективность многих психологических методов. Ее представила кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии воспитания МИОО Екатерина Мухаматулина на лекции «Метафорические карты в работе практического психолога». А психолог-консультант, методист научно-производственной фирмы «Амалтея»Евгений Завьялов выступил с сообщением «Технология функционального биоуправления на основе аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью (БОС) в психолого-педагогической практике образовательного учреждения». Комплексы с БОС позволяют учить детей и взрослых самостоятельно регулировать психофизиологическое состояние организма, в том числе, дыхание, температуру тела, мышечный тонус. Этот навык помогает справляться с самыми различными проблемами, например, с речевыми нарушениями, психоэмоциональными расстройствами, со стрессовыми ситуациями.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ