Рейтинг@Mail.ru

12 апреля 2013 г.

День учителя литературы  Программа дня

Всего участников: 454

Репортаж

Солнце. В день космонавтики космос стал теплее. Ощущение счастья наконец наступившей весны и встречи со множеством талантливых людей. Космос литературы. Одни выступали со сцены, другие слушали, сидя в зале, задавали вопросы, отправляли записки. И все были немного волшебниками, способными сделать жизнь учеников радостнее, интереснее – каждой новой книгой, прочитанной в классе, каждым новым уроком.


ПАЩУК Нелли Михайловна, почётный работник общего образования РФ, главный специалист МБОУ лицей №31 г. Челябинска
Почему в физматлицее читают все?


ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич, писатель, профессор МГУ
Михаил Булгаков — бег от судьбы


КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна, писатель, литературный критик
Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы


БЫКОВ Дмитрий Львович, писатель, учитель литературы
Четыре стихии «Войны и мира»


БЫКОВ Дмитрий Львович, писатель, учитель литературы
Видеограмма лекции «Четыре стихии «Войны и мира»

Приохотить к чтению можно не только романтических барышень и меланхолических подростков, но и прирождённых физиков вкупе с непреложными математиками. Своим опытом в этом пространстве на мастер-классе «Почему в физматлицее читают все?» делилась Нелли Михайловна Пащук, почётный работник образования, главный специалист  всероссийски славного челябинского лицея № 31. Его дирекция и педагогический коллектив сумели создать для своих подопечных завораживающий мир «учения с увлечением», если вспомнить крылатое определение С.Л. Соловейчика.

Всем ясно, как трудно за 45 минут успеть поговорить с целым классом о книге, о красоте, о жизни. Поэтому мастерству ведения уроков педагоги учатся постоянно, в основном, друг у друга. Причем, не просто приходят посидеть на последней парте – ведут занятия в чужом классе. Отличная возможность показать свои приёмы работы, дать ученикам новый взгляд на знакомое произведение, а преподавателю шанс увидеть детей «со стороны», лишний раз обдумать подробности собственного труда.

Но одними уроками дело не ограничивается. Книга оживает, когда говорит о ней автор, критик, человек причастный большой без кавычек литературе. Педагоги как-то решили пригласить в гости к лицеистам интересных писателей, критиков со своим голосом, в том числе московских. Встречи  от случая к случаю постепенно превратились в грандиозный всечелябинский фестиваль «Открытая книга». Жители огромного города, его спутников собираются в Центральной библиотеке, в челябинском «Библио-глобусе»… Лекции послушать, обсудить с Андреем Архангельским, Павлом Басинским, Ириной Прохоровой, другими маститыми знатоками новинки современной литературы.

Живой диалог переносится в виртуальное пространство, столь заманчивое для подростков. На сайте лицея (напоминаем: физико-математического) активно действует литературный блог «Экслибрис» (http://exlibris.fml31.ru). Здесь говорят о любимых книгах детства преподавателей, о книгах про жизнь и смерть («Оскар и Розовая дама» Э.Э. Шмитта, «Роза Парацельса» Борхеса), про окружающий мир («Белый квадрат», «Убийца и его маленький друг» Захара Прилепина).

Словно продолжением такого разговора, только не в Челябинске, а в Москве, стала лекция профессора МГУ, автора многих биографических книг, прозаика Алексея Варламова «Михаил Булгаков – бег от судьбы». Качели этой судьбы то возносили к вершине успеха, то бросали в бездну отчаяния писателя, старавшегося остаться приличным человеком в мире довольно неприличном. И все эти взлеты-падения, искушения-испытания – ради того, чтобы суметь написать метельную «Белую гвардию», саркастическое «Собачье сердце», задыхающийся от сострадания «Бег», непостижимых «Мастера и Маргариту». Ради того, чтобы мы смогли все это прочитать. Литературу, оплаченную жизнью.

Современный литературный процесс, о котором говорила не раз входившая в жюри литературных премий писатель и критик Майя Кучерская (лекция так и называлась «Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы») выглядит гораздо прозаичнее. Но в главном ничего не изменилось – настоящие книги даются дорогой ценой. И всё же они есть. Их авторы – люди, разделяющие с нами время и пространство. Уже знакомые многим Михаил Шишкин, Людмила Улицкая. Еще не всеми прочитанный, но достойный пристального чтения Евгений Водолазкин с его новым романом «Лавр».

Непрекращающаяся, изменчивая литературная жизнь с трудом помещается в малоподвижный школьный стандарт. Как быть? Распахнуть настежь окна? Отказаться от вчерашнего, традиционного? Или, напротив, закрыться понадежнее, защититься вечным, непреходящим? Доктор филологических наук Игорь Сухих, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, член Союза писателей Санкт-Петербурга, в своей лекции со странным, пунктуационно сомнительным названием «Новые аспекты преподавания литературы в школе, или Школьная литература: изменить нельзя оставить» предлагал искать золотую середину. И запятую от «изменить» к «оставить» переставлять по мере надобности – руководствуясь здравым смыслом (а не последними начальственными указаниями) и эстетическим чувством, рождающимся в человеке, по мнению Игоря Николаевича (сославшегося для надёжности на авторитет Бродского), даже прежде этического начала.

С одной стороны, есть то, от чего отказываться совсем не хочется. Стремление прочитать вместе с учениками произведения, которые вошли в культурный канон, определяют наш национальный контекст. Желание обсуждать книги (не хочется говорить о скучном анализе – спор, исследование уместнее в этой ситуации) на фоне истории, будь то история страны или жизни автора. Наши константы.

С другой стороны, нельзя оставить скуку на школьных уроках. Литература – это игра, удовольствие. Почему всё веселое, ехидное, приключенческое остаётся в младших классах? А монументальность курса? Не всякий старшеклассник долетит до конца многотомной эпопеи. К тому же не единственной в программе. Может, стоит в каких-то случаях отдать предпочтение «малым формам» (рассказам, новеллам)? Станет меньше лжи (почти никто не в силах прочитать весь обязательный список для 11-го класса, к примеру), больше шансов познакомиться с разными авторами, разными стилями, позициями.

При этом вовсе не обязательно категорически избегать «толстых» Толстых, Шолохова, Солженицына. Главы больших книг, тщательно выбранные педагогом, дадут начинающему читателю точку отсчета, первоначальный образ, который впоследствии обретёт более ясные очертания. Но важно, чтобы читатель, приходя на уроки литературы, не оказывался каждый раз в прошлом веке, (вечные проблемы, конечно, те же, но язык и воздух иные). Учителя должны впустить современную литературу, пусть еще не канонизированную, спорную, в школьную программу. Да, программу придётся сделать более гибкой, но необходимость такого изменения была очевидна всем присутствующим.

Зал слушал питерского гостя небезмолвно. Но возражения, вопросы из зала  лектора не раздражали. Напротив, авторы самых парадоксальных высказываний получили в награду книги Игоря Сухих – о его избранниках – Чехове, Довлатове, о русском литературном каноне ХХ века, как он видится талантливому учёному и педагогу.

Следующая лекция писателя, учителя литературы Дмитрия Быкова, «Четыре стихии “Войны и мира”», была гораздо менее академичной и взвешенной. Дмитрий Львович, по обыкновению, говорил пристрастно, категорично – и очень убедительно. Давно знакомый и столь трудно дающийся роман Толстого (не случайно предыдущий лектор сомневался в разумности его подробного изучения в 10-м классе)  обернулся чем-то новым, притягательно-неведомым. В нём проявилась очищенная от французской утомительной страсти к подробностям блистательная нелогичность Гюго. Самой запоминающейся, гениальной деталью оказался не пресловутый дуб и не небо Аустерлица, а московская мерзлая земля под ногами Растопчина, с такой же оледенелой душой покидающего озарённую пожаром Москву. Четвёртая стихия романа (предыдущие три: дворянство, государственные мужи, политики, и простые мужики, народ), метафизическая, в шёпоте звезд, шелесте трав, и вовсе уводила от мыслей семейных и военных в такие дали, куда редко удаётся забраться на обычном уроке. Оказывается, полёт возможен.

Впрочем, не одними метафизическими рассуждениями жил марафон сегодня. Сергей Зинин, доктор педагогических наук, профессор МПГУ, председатель Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по литературе, автор учебников, прочел совершенно практическую и очень актуальную лекцию о «школьном историко-литературном курсе в контексте современной образовательной политики». Неизбежным аббревиатурам нашего образования нашлось место. Наталья Кутейникова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО говорила об «анализе аксиологического потенциала русской классической и современной литературы на уроке в школе в контексте требований ФГОС».

Елена Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, учитель высшей категории рассказывала о «формировании профессионального мастерства учителя при работе с учебниками нового поколения: система подготовки к ГИА и ЕГЭ». Это те условия, о которых, возможно, с нами никто и не договаривался, но они в значительной степени определяют наши возможности. Хотелось бы только, чтобы не ограничивали их.

Учителя расходились по домам, и радостно было видеть посреди будничной Москвы весёлых, воодушевлённых людей, пробирающихся через лужи и последние сугробы и что-то оживлённо обсуждающих на этом замысловатом пути.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Мастер-класс

Почему в физматлицее читают все?

БАТАЛОВА Е., почётный работник общего образования РФ, руководитель методобъединения учителей русского языка и литературы МБОУ лицей № 31 г. Челябинска;
ПАЩУК Н., почётный работник общего образования РФ, главный специалист МБОУ лицей № 31 г. Челябинска


Лекция

Михаил Булгаков — бег от судьбы

ВАРЛАМОВ А., писатель, профессор МГУ


Издательство «Русское слово»

Лекция

Школьный историко-литера­турный курс в контексте современной образовательной политики

ЗИНИН С. А., д.п.н., профессор Московского педагогического государственного университета, автор УМК по литературе для 9–11-х классов, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе


 7616%
 26558%
 11926%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Современный литературный процесс: действующие силы и механизмы

КУЧЕРСКАЯ М., писатель, литературный критик


Издательство «Академия»

Лекция

Новые аспекты преподавания литературы в школе, или Школьная литература: изменить нельзя оставить (к завершению УМК в издательстве «Академия»)

СУХИХ И. Н., д.филол.н., профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ, руководитель авторского коллектива УМК «Литература. 5–11 классы»


 17339%
 27461%
13:45 – 15:00

Лекция

Четыре стихии «Войны и мира»

БЫКОВ Д. Л., писатель, учитель литературы


Лекция

Анализ аксиологического потенциала русской классической и современной литературы на уроке в школе в контексте требований ФГОС ООО

КУТЕЙНИКОВА Н. Е., к.п.н., профессор кафедры филологического образования МИОО


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Формирование профессионального мастерства учителя при работе с учебниками нового поколения: система подготовки к ГИА и ЕГЭ

ЕРОХИНА Е. Л., д.п.н., профессор кафедры риторики и культуры речи, заместитель проректора по учебно-методической работе МПГУ


 33677%
 5412%
 4811%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии