25 марта 2012 г.
Всего участников: 982
Репортаж
Неделя заканчивалась по-зимнему: мелкий колючий снег, порывистый ветер в лицо и в то же время частая капель со всех крыш. Погода качалась, как дошколенок на качелях, не зная, что выбрать – зиму или весну? Но никакие метеорологические шалости не смогли помешать педагогам, воспитателям и работникам детских садов посетить День дошкольного образования. Они – люди к шалостям, в том числе, и погодным, привычные.
Огромное внимание аудитории привлекла лекция «ФГТ в действии на примере программы «От рождения до школы». Причем, в зале сидели и воспитатели, и административные работники, и психологи. Еще бы – ведь Федеральные государственные требования касаются всей жизни ДОУ, а на сцене выступали авторы программы «От рождения до школы», по которой работают почти в 70% детских садов.
Тамару Семеновну Комарову, профессора, зав. кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова, знает, наверное, весь дошкольный мир. Не одно поколение детсадовцев во всей России училось по ее программам. Ее выступление зал слушал очень внимательно. Тамара Семёновна говорила о важных вещах.
– Ребенок учится на протяжении всей жизни, – начала она. – И наша задача – помочь ему. А для этого необходимы хорошие программы. Почему мы назвали свою программу «От рождения до школы»? Не только потому, что в мировой практике принято так оценивать развитие ребенка. Яркий пример – Всемирный доклад ЮНЕСКО, который так и называется – «От рождения до школы»... Но и исследования наших ученых показывают, что обучение начинается с первого года жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы. Как говорил Выготский, каково обучение, таково и развитие.
Однако воспитателей, в первую очередь, интересовала практика, и они явно обрадовались, когда Тамара Семеновна обратилась к дню сегодняшнему.
– Например, в ФГТ прописаны требования к чтению и есть указание, что читать с ребенком необходимо каждый день, – заметила она. – Не всегда новые книги. Мы все знаем, с каким упоением ребенок читает давно знакомые сказки или стихи, пока не выучит их наизусть. И в этой ситуации мы должны следовать за интересом ребенка, ведь одаренность имеет не биологическую природу. Одаренность – это комплекс способностей, которые можно развить.
«Давайте поговорим, как их развить! – не утерпел кто-то из зала. – Давайте о практике!». Аудитория начала волноваться – ясно, что воспитателей волнует, прежде всего, не «теория суха», а «живое древо жизни». Особенности воплощения программы «От рождения до школы» на местах. В каком-то смысле слушатели возвращали выступающих к заявленной теме лекции.
– Ваша программа не одобрена Минобром. Как же мы можем по ней работать? – поднялась девушка в середине зала.
– Коллеги, очень много вопросов по этой теме, – взяла микрофон Эльфия Минимулловна Дорофеева, генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Именно «Мозаика» печатает всю линейку пособий по программе «От рождения до школы». – Есть явное недопонимание среди работников дошкольного образования. Дело в том, что с 2005 года не существует экспертного совета при Минобрнауки, который сертифицировал бы программы. Фактически, сейчас все программы, по которым работают в ДОУ, не одобрены. Это общая ситуация. Так что спокойно работайте по тем программам, которые выбрали.
– А если нас заставляют перейти на другую программу? – тут же последовала реплика.
– Выбор программы обучения по закону является прерогативой коллектива, – удивилась Эльфия Минимулловна. – Боритесь за свои права. Очень часто ваши непосредственные начальники просто не знают пределов своих полномочий.
– Да это не самое страшное, – отмахнулась слушательница у самой сцены. – Есть проблемы поважнее. Я от лица всех педагогов-«дошкольников» спрошу, и меня поддержат – скажите, почему такая путаница с нормативными документами? Почему к нам предъявляют требования, будто мы академия наук? В 2009 году вышли ФГТ, и оказалось, что мы должны сами и комплексно-тематическое планирование разрабатывать, и диагностику проводить, и мониторинг, и основную программу утверждать. А как ее утверждать, если ваша программа, на которую советуют опираться, вышла только в 2010-м? Нельзя ли как-то опережать выпуск таких законов, чтобы мы были готовы?
– Увы, на это мы повлиять не в силах, – посетовала генеральный директор «МОЗАИКИ-СИНТЕЗ». – Одно могу сказать – пособие по планированию уже ушло в типографию, а по мониторингу будем закончено в этом месяце. Мы стараемся работать как можно оперативнее.
Тем временем, в соседней аудитории проводился круглый стол «Современные информационные технологии в системе дошкольного образования», который вела Анна Николаевна Архипова, доцент кафедры ИТиОС МИОО. Специалисты кафедры подготовили обзор современных программ для обучения дошкольников и подготовки к школе, таких, как, например, "Живое Слово" Cliker или УМК "ПервоЛого". Из названий ясно, что это программы, а точнее учебно-проектные среды для обучения детей чтению, письму и развитию речи. Подробнее о них вы сможете узнать на сайте int-edu.ru.
Первая часть подошла к концу, но внимание к программе «От рождения до школы» не ослабевало. Большая часть воспитателей, взяв автографы и сфотографировавшись с Тамарой Комаровой, отправилась следом за ней на семинар «Школа Семи Гномов» – уникальная система работы с детьми от рождения до школы».
Здесь речь шла о пособиях «Мозаики», выпущенных в рамках проекта «Школа семи гномов». Основные особенности «Школы семи гномов» – отсутствие менторской позиции в отношении ребенка и упор на его самостоятельную деятельность. Все занятия, и групповые, и домашние, с одной стороны, подталкивают детей к размышлению, развивают навыки рассуждения, анализа, принятия решений, то есть развивают понятийный аппарат, а с другой – дают ребенку возможность совместного с родителями, воспитателями и сверстниками действия. Еще один плюс этого проекта – комплексный подход к обучению. Школа «Семи гномов» предполагает развитие от 0 до 7 лет, и на каждый возраст предлагается набор из 12 пособий – по одному на месяц. Подробнее об этом проекте читайте на сайте shkola7gnomov.ru.
Всякая работа накладывает свой отпечаток. Тракторист охотно поддержит разговор о маслах, моторах и пахоте, летчик будет профессиональным взглядом провожать любой белый хвост в поднебесье. А воспитатели дошкольных учреждений склонны к предметно-ориентированной деятельности. Им бы все потрогать, повертеть, попробовать на зуб. Потому мастер-класс «Построение предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада» привлек живое внимание участников Марафона. В ходе мастер-класса Майя Цвык и Екатерина Пономарева, преподаватели кафедры ИТиОС МИОО и руководители структурных подразделений ЦПМСС «Лекотека», показали и рассказали, как работать с оборудованием для психомоторных комнат – прежде всего, для развития тактильной чувствительности. Тактильные весы и панели, масса игр, построенных по принципу «определили предмет на ощупь», весы с шариками из разных материалов, от воска до мрамора, а еще всевозможные кубики, конструкторы и даже стол для рисования на песке! Еще больше оборудования для создания современной предметной среды в детских садах вы найдете по адресу rene-edu.ru. А записаться на курсы, на которых вас могут научить работе с таким сенсомоторным оборудованием, можно на сайте МИОО mioo.ru.
Началась третья линейка, день уже перевалил за половину, а педагоги с неослабевающим интересом переходили из одной аудитории в другую. Большинство собралось на лекции «Чтение с увлечением: как у современного ребенка появляется субъектная позиция в читательской деятельности», которую проводила Елена Леонидовна Гращенкова из МГППУ, специалист центра «ТОЧКА ПСИ» (tochkapsy.ru).
– Как вы думаете, зачем ребенку учиться читать? – лекцию Елена Леонидовна начала с диалога. – Что получает ребенок от этого процесса?
Ответы были самые разнообразные, но профессиональный состав аудитории был очевиден – преобладали ответы типа: «развивать понятийный аппарат», «повышать эрудицию и познавать мир», «социализироваться», «развивать речевой аппарат» и даже «надо учить, потому что в школе требуют, чтобы дети приходили подготовленные». Почти никто не дал ответ, значимый для самого ребенка, заметила Елена Леонидовна.
– Для детей совместное чтение важнейший источник эмоциональных переживаний, это игра, это совместная деятельность, «со-чтение» с родителями, – объяснила лектор. – А все цели, которые даете, конечно, имеют место, но это задачи, которые ставят взрослые.
По ее словам, привычка к чтению формируется в дошкольном возрасте. В начальной школе это делать уже поздно. Однако здесь возникает ловушка раннего развития, в которую сегодня попадает немало родителей.
– Коллеги! Я не устаю объяснять родителям и надеюсь, что вы меня поддержите, – сказала Елена Леонидовна. – Раннее обучение чтению противоречит психофизиологическому развитию ребенка. Можно научить ребенка трех лет читать, а, точнее, распознавать даже трехсложные слова. Но пользы от этого не будет, потому что важно качество чтения.
По словам лектора, и воспитателям, и родителям нужно стремиться к созданию субъектной позиции ребенка в отношении чтения, когда он демонстрирует активное, осознанное отношение к чтению: выбирает что, когда и как читать.
– Надо сказать, что оно и не у каждого взрослого есть, – признала Елена Гращенкова. – Это высшая степень развития навыка чтения. Но натаскивать детей с двух лет на чтение нельзя! Это наносит только вред. Институт возрастной психофизиологии под руководством Марьяны Безруких проводил масштабные исследования по раннему чтению. Это очень серьезное исследование, оно подкреплено экспериментальными материалами, диаграммами, графиками. И результаты впечатляют…
Елена Леонидовна кратко пересказала итоги исследования. Выяснилось, что сначала, где-то в 4 года у детей, которых практически с младенчества учили читать, резко возрастала плотность и количество нейронных связей. И то, и другое в разы превосходили те же параметры у их нечитающих сверстников. Однако, ближе к 6 годам, когда те, в свою очередь, начинали учиться читать, то очень быстро обгоняли по развитию мозга детей из первой, «раночитающей» группы. И продолжали развиваться дальше, в то время как их изначально более развитые соперники оставались на том же уровне.
– Всему свое время, – подытожила выступление Елена Леонидовна. Постарайтесь донести это до наших родителей. Дети обязательно научатся читать. Гораздо важнее им получить то, без чего детство не будет полным – полноценное живое общение с родителями.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ