Рейтинг@Mail.ru

8 апреля 2011 г.

Всего участников: 451

Репортаж

Изучение и преподавание литературы  всегда и неизбежно связано с личным экзистенциальным опытом ученика и учителя, с самыми глубокими и задушевными струнами человеческой натуры.

Мастер-класс Марины Бельфер, учительницы литературы гуманитарного профиля гимназии № 1514, как  раз и был посвящен пути читателя к самому себе, а не только к тексту. 

Урок  назывался  – «Под знаком «Капитанской дочки».  Эта повесть – наш культурный код. Михаил Пришвин  дал однажды формульное определение, которое стало заслуженно знаменитым: «Моя родина – это «Капитанская дочка». Почему?  Как повесть может быть «родиной»? «Капитанская дочка» – она о чем?  Марина Бельфер  – горячий энтузиаст этого произведения, она  могла бы повторить по отношению к себе самой формулу Пришвина.  Ее ответ в том, что самая сокровенная  суть повести – милосердие: «Если ребенок понимает, что  это о «заячьем тулупчике», то есть о милосердии, то мы не зря читали этот текст. А если не понимает, то вообще неизвестно, зачем мы эту повесть изучали…»

Яна Рагузинская, методист отдела образовательных программ Государственной Третьяковской галереи,  провела мастер-класс «Бывают странные сближения (из опыта создания интегрированных уроков МХК и литературы)».  Повесть «Капитанская дочка» рассматривалась в сопоставлении с живописью прославленного портретиста Владимира Боровиковского.  Камерный портрет Екатерины Второй, созданный Боровиковским, несомненно, отразился в тексте Пушкина. Рисуя свой портрет  императрицы, Пушкин как будто видел перед собой полотно  живописца. Но вот здесь-то и подстерегает нас историческая загадка: где и каким образом Пушкин мог видеть этот портрет,  если он находился у наследников художника и отнюдь не выставлялся?  Очень красивый урок, соединяющий любимую прозу и замечательную живопись, включал в себя и «детектив» своего рода, историческое расследование, дающее  разгадку интересной и неожиданной загадки. 

  Доктор педагогических наук Наталья Беляева провела мастер-класс «использование ИКТ на уроках словесности (на примере элективного курса по современной поэзии)».  Наталья Васильевна прежде всего повела слушателей в музей: мощный портал  museum.ru – отличное подспорье при изучении творческого пути поэтов.  Музей Твардовского, музей Арсения Тарковского, музей Слуцкого и многие другие  литературные «интернет-музеи» активно работают и находятся в постоянном поиске. Затем  слушатели вместе с ведущей погрузились в творческие сопоставления тематически или идейно сходных лирических произведений наших современных поэтов и поэтов «высокой классики».

В лекции «Методика работы с фрагментом эпического, лиро-эпического или драматического произведения в системе подготовки ЕГЭ по литературе»  доцента кафедры методики преподавания литературы МПГУ Натальи Мироновой говорилось о том, кому мы преподаем литературу.  Какой он – современный ученик?  В чем его особенности, в чем  отличия от  учащихся прежних поколений?  Что это такое – «клиповое мышление» современного ребенка? Чем оно грозит? А может, ничем не грозит? Убеждение лектора – грамотное выстраивание работы с фрагментом текста  позволяет исправить издержки «клипового мышления»,  приучая ребенка углубляться в текст.

А что ожидает детей в  этом году на ЕГЭ по литературе?  Этому был посвящен пленарный доклад Натальи Кутейниковой «Итоговая аттестация по литературе в 9-х, 11-х классах. Современное состояние, проблемы пути решения». В этом году в итоговой аттестации  никаких изменений  по сравнению с прошлым годом не произойдет. «И  к сожалению, и к счастью»,  – добавила докладчица. К счастью – потому что понятно, чего ждать. К сожалению – потому что к КИМам были и остаются  нарекания.  Характерный индикатор  этого – особые трудности гуманитарно одаренных детей: если они не пошли на олимпиаду, а стали сдавать ЕГЭ, то они его постоянно «заваливают», потому что просто не воспринимают такие формы обращения с литературой, которые заданы содержанием и структурой КИМов.

Отдельный и важный разговор – апелляции. По содержанию и структуре КИМов апелляции не принимаются. Нравятся нам они или не нравятся – это для нас закон,  утвержденный министерством. По процедуре претензии принимаются только в самый  день экзамена. Нужно также донести до детей и родителей мысль, что апелляция – это не переэкзаменовка, а по  результатам апелляции итоговый балл может измениться не только в сторону повышения, но и в сторону понижения.

Какие знания должны будут предъявить дети?

  1. Знание программных текстов.
  2. Знание основных этапов творческого пути ведущих писателей.
  3. Знание, что такое тема, идея,  основная проблема произведения.
  4. Умение определять  конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественного произведения. 

Эти четыре пункта обязательны, но докладчица отметила, что, прежде всего, нужно владеть основополагающим умением – умением  правильно понять заданный вопрос, понять специфику задачи. Увы, этим умением владеют далеко не все экзаменующиеся….

Встреченная аплодисментами собравшихся Людмила Сараскина, доктор филологических наук, писатель, лауреат премии «Большая книга»,  прочла лекцию  «Будет ли спасен Раскольников?»  Но это была не просто литературоведческая лекция. Это  были размышления о самых острых проблемах нашего сегодняшнего дня, в понимании которых нам может помочь Достоевский.  Людмила Сараскина прямо, болезненно, даже шокирующее связала «литературу» и «жизнь». Чудовищные события в станице Кущевской, где годами бесчинствовали бандиты, выставлявшие напоказ золотые кресты и не пропускавшие ни одного богослужения,  заставляют задавать вопросы: как же так?  Как с этим быть?  Банда «с крестом» –  да что же это такое?! «У меня возник, скажу так, духовный кризис, – признавалась докладчица. – Решила – надо перечесть «Преступление и наказание».  Если  и там не найду ответа, то и нигде не найду. И я, наверное, в двадцатый раз, с карандашом в руках, стала перечитывать роман…».

Елена ИВАНИЦКАЯ