Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2011 г.

Всего участников: 463

Репортаж

Что общего у листа, кружева, крылышка стрекозы? Таким вопросом начался этот день для тех, кто выбрал мастер-класс  «Реальность и фантазия на уроках ИЗО», который проводила Татьяна Сапожникова, методист Центра непрерывного художественного образования Б.М.Неменского.

Отчасти этот вопрос задал сквозную тему дня: в общении с младшим школьником лучше не делить мир на русский  язык и физкультуру, школьные задачи и то, что на самом деле интересно, да и учителю хорошо бы восстанавливать целостность в своем видении класса, ребенка, его интересов и способностей. Сложность и кружевную взаимосвязанность элементов и явлений педагогической реальности можно познавать только «на ощупь» – и в списке занятий было много описаний живой практики.

Что касается стрекозы, постичь устройство ее крыла можно только в процессе изображения. «Дети не умеют рисовать тонкие линии, пальцы настроены на клавиатуру». Тем самым рисование незамысловатого узора становится частью сложной многоплановой работы: всматриваемся, обсуждаем, изображаем, ищем связи и подобия в окружающем мире, фантазируем, преображаем реальность в картинах.

Изучать и объяснять мир и себя в  нем лучше всего в процессе проектной работы, – считает  Надежда Михейкина, учитель московской школы «Самсон». Она рассказала коллегам об этой образовательной форме  на лекции «Формирование УУД в процессе коллективной проектной деятельности младших школьников». И проиллюстрировала описанием проекта, который выстраивала со своим первым классом «Почему рыбы не тонут?». В процессе выяснения этого важного вопроса ребята нашли новых партнеров по общению, учились выдвигать гипотезы, задавать учебные вопросы старшим, отыскивать нужную информацию, строить модель и проводить эксперимент. 

Язык  – еще одна область взаимодействия с миром, и о многогранности этого процесса говорила Ирина Иванова, лауреат гранта Москвы в области образования и науки, на лекции «Развитие компетенций учащихся в работе с орфограммами». Можно ведь не просто изучать правила и закономерности языка, а делать это увлекательно. Когда работа затрагивает реальные интересы ребенка, ему непременно захочется выяснить, зачем нужны синонимы, полюбоваться красотой букв и росчерков; искать закономерности, объединяясь при этом в группы и консультируя друг друга.

Серьезной поддержкой в поиске новых форм  и способов взаимодействия с материалом может стать компьютер со всеми сопутствующими цифровыми приспособлениями. И конечно, конечно в работе по той новой парадигме, что диктует ФГОС – как же без него. Эти новые возможности обсуждались на «круглом столе» по теме «Формирование ИКТ-компетентности выпускника начальной школы в стандартах нового поколения», который вела Анна Якушкина, заведующая лабораторией развития начального образования МИОО (интернет-ресурс: http://nachalka.seminfo.ru). Учителя, преподаватели и методисты делились опытом применения ИКТ на уроках и других занятиях с младшими школьниками. Компьютер при умелом использовании расширяет не только технические возможности, но и обогащает палитру педагогических красок. Даже ребенок младшего школьного возраста обретает возможность участвовать в составлении репертуара при изучении фольклора. Можно даже сделать на диске свой сборник считалок и скороговорок.

Цифровая  среда позволяет объединять усилия всего класса в ходе работы над проектом. Например, задумали сделать фильм, разбили на кадры, и каждый трудится над своей частью. Так же сообща делаются самодельные книжки. Особенно ценно, что можно выходить за рамки предметного материала, а универсальные учебные навыки все равно будут осваиваться. Например, если снимать и монтировать собственный ролик. Его содержание ребята выбирают сами. Это может быть инсценировка, интервью, видео рассказ о семье на основе фотографий. Компьютерное голосование сделает прозрачным процесс выбора победителей на школьных конкурсах.

Возможность выхода в интернет может существенно упростить страдания родителей, чьи дети хронически забывают записывать домашние задания. Проблема решится, если учитель будет вывешивать их в интернете.

Правда, это предложение не вызвало энтузиазма у аудитории. Очевидно, количество писанины близко к критическому уровню, поэтому перспектива взвалить на себя еще и ведение интернет-страницы вызвала дружный ропот: мол, опять дополнительные обязанности без всякой оплаты.

Участники «круглого стола» предусмотрели  даже разные формы работы при разной «комплектации». Например, имея в классе лишь один компьютер и проектор, учитель чаще всего использует их для демонстрации презентаций. Но такая форма отнимает много времени на подготовку у педагога и оставляет пассивными детей. Между тем, можно освоить такую форму, как фиксирование детских высказываний на экране. Это даст возможность удерживать ход обсуждения, ввести в классный обиход уважение к своим и чужим словам, а значит, ответственность за свою позицию в дискуссии.

Наглядность, конечно, невозможно переоценить. Видимо поэтому столько участников Марафона собралось на мастер-класс «Компьютерная презентация: 10 правил успеха», вела который Наталья Тренина, художник редакции газеты «Начальная школа».

Аудитория внимательно слушала рассказ о том, например, как выбрать фон, шрифт, расположить изображения. Так, светлый объект выдерживает темную рамку, а наоборот не всегда. Темный фон иногда можно обрамить желтой полоской, но только очень тонкой. Сам оттенок фона нужно взять из рисунка, который мы на этот фон поместим. То же с цветом шрифта. Соединяя несколько цветов, непременно нужно продумать их сочетание. Гарантированно «уживутся» друг с другом только родственные цвета: коричневый с бежевым или со светло-оранжевым. А самая капризная семья – лилово-сиренево-фиолетовая. Они терпят только друг друга, и за исключением бежевого не подпускают к себе ни один цвет – получается режущая глаз пестрота.

Если  вы хотите привлечь внимание, можно  использовать яркий шрифт, но только если текст очень короткий. Иначе большой объем текста, «горящий» перед глазами, сожжет сам себя, его невозможно будет воспринимать.

Участники мастер-класса увлеченно записывали эту разноцветную премудрость, а  многие даже фотографировали цветовые таблицы.

Ведь  к изготовлению презентаций нужно относиться предельно тщательно: то, что мелькает перед глазами постоянно, неизбежно формирует вкус и, тем самым, отношение к миру.

Впрочем, это относится к любому  педагогическому инструменту. Об этом, в частности, говорил Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» на семинаре «Система оценивания образовательных результатов младших школьников в условиях введения ФГОС НОО».

В спорах об оценивании, особенно младших школьников, копья ломают давно. Ведущий в начале выступления вспомнил, что четверть века уже прошло с момента организации ВНИКа под руководством Днепрова. И двадцать два года из них мы спорим об оценивании. «Сколько, интересно, еще должно пройти времени? – размышлял Воронцов. – Нужен рефлексивный рывок для принципиального прорыва в этом направлении».

Впрочем, существующие реалии к рывкам не располагают. В этом можно было убедиться, когда  речь зашла (второй день подряд) о праве  на выбор учебников. «Вы имеете право, – вновь услышали участники Марафона, – выбирать из всего федерального перечня», а не из четырех комплектов, которые навязывают местные чиновники. Больше того, школе можно формировать свой комплект, заказав самые удачные пособия из нескольких УМК. Но тут правовые рассуждения пришли в противоречие с грубой реальностью.

– А у нас не приняли заявку, и школа осталась без учебников! – донеслось из зала.

Ведущий, приводя в пример свой опыт, доказывал, что достаточно получить от чиновника письменный отказ, чтобы бороться и побеждать:

– Почему я смог, а вы нет?

– Потому что вы начальник, – последовал ответ, за которым стоит большое  знание жизни.

– Я так и знал, – констатировал  «начальник» Воронцов, – что вы не пойдете против! Потому что так воспитаны, мы, мол, маленькие люди.

Но  помощь коллегам все же пообещал, если они пришлют неправедные письменные распоряжения чиновников на сайт http://www.ouro.ru/.

После чего снова вернулись к вопросу  об оценивании и согласились на том, что оно должно быть органичной частью образовательной технологии.

Выступающий, конечно, приводил в пример РО (развивающее обучение), которому даже наступление ФГОС не страшно. Ибо, по словам ведущего, испокон веку наши учителя «умели выращивать хлеб», то есть давать предметные знания. Семь лет назад на него положили немного инновационного «масла». Небольшой процент школ польстился и ввел у себя риторику, логику, метапредметы. Больше 90% не знали, что с этим «маслом» делать. И только 5% школ РО «положили все это в микроволновку, где масло пропитало хлеб».

Теперь  к этому и так незадавшемуся бутерброду добавили сыр (в виде патриотизма и прочего) да масло заменили повыше сортом. И опять большинство школ разводят руками, и лишь повара из РО готовы сунуть новый продуктовый набор в печь, получив «превосходный сэндвич». На зависть остальным, у которых «остается тот же кусок хлеба», предметные знания. Эта величественная метафора так впечатлила публику, что даже на вопросы не хватило духу.

В этот момент очень уместным казалось вспомнить о своей  склонности рассматривать кружевное стрекозиное  крыло, размышлять о том, почему плавают  рыбы, собирать в компьютере детские  считалки. На хлеб, конечно, не намажешь, но все-таки…

Елена КУЦЕНКО