Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2011 г.

День учителя технологии  Программа дня

Всего участников: 214

Репортаж

Этот день в расписании Марафона всегда стоял наособицу, как и сам предмет «Технология» в расписании школьном. Ведь технолога обычно не найти в учительской – вечно он возится со своими станками, прессами или с аппликациями, вышивками и прочими пайетками, непонятными другим педагогам. Однако сегодня Марафон для учителей технологии проходил не в здании Центра образования №293 на ВДНХ, а в лицее на улице Усачева – общем для всех марафонцев.

Интересно, что с размышления о переменах, которые в этом году коснулись технологии в школе, начала выступление Светлана Чистякова, член-корреспондент РАО. Профориентация в школах Москвы – вот пример, на котором она развернула картину общего состояния системы профориентации в стране. На ее взгляд, положение технологии сегодня не безнадежное.

- Впервые  в стандарте указано, что профориентация начинается в начальной школе, - поделилась она радостью. – А Министерство образования и науки увеличило  число часов на технологию до 16-ти – начиная с седьмого класса.

Новые стандарты – новые учебники. Светлана Чистякова рассказала о линейке УМК, которые она разработала совместно с коллективом авторов. Выпускает их издательский центр «Академия» (http://www.academia-moscow.ru).

- Сегодня уже готовы УМК по всем возрастным группам, - заметила она. -  Так что ждите их к началу следующего учебного года в своих библиотеках, коллеги.

По ее словам, все УМК имеют преемственность и объединены общей концепцией.  Основная задача - дать детям в соответствии с возрастными способностями информацию о мире труда и профессии, о рынке труда. Даже для начальной школы - в доступной и наглядной форме.
Светлана Чистякова подчеркнула, что особенность этих учебников в их практико-ориентированном характере и знакомстве детей с профессиями уже в начальной школе – в форме игры.

Кстати, в МИОО открыт набор на курсы Светланы Чистяковой. Записаться можно по адресу http://kurs.mioo.ru.

- Простите, что мы вас не приютили в нашей школе, - извинился  Евгений Глозман, учитель Центра образования №293, начиная свое выступление. -  Мы просто устали. Такое случается. Но я обещаю, что на следующий год мы снова встретимся на ВДНХ. И все пять этажей будут отведены технологам!

Евгений Самуилович тоже  рассказал о новом комплекте УМК по технологии для 5-7 классов под его авторством, который выпускает издательство «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/). За плечами Евгения Глозмана  не один десяток лет преподавания технологии. Поэтому неудивительно, что новый комплект учебников получился оригинальным и интересным. Евгений  Самуилович вводит четкий алгоритм преподавания своего предмета, по сути, превращая уроки технологии в школe в уроки проектной деятельности. Дети изучают терминологию, черчение,  учатся  экономически обосновывать свои проекты, создавать технологические карты. УМК прекрасно иллюстрированы (полноцветные иллюстрации, 40% от объема книги), содержат около 30 профессиограмм и сопровождаются дополнительными материалами на дисках.

УМК новые. А учителя старые. Так можно было бы озаглавить выступление Галины Пичугиной, главного редактора  журнала «Школа и производство».

- Практика показывает, что чем больше стаж учителя, тем, как ни странно, меньше собственно педагогических знаний, - заметила она. – А хочется, чтобы учитель не превращался в ремесленника, чтобы росло его педагогическое мастерство.

С этой проблемой журнал сражается по мере сил, и  Галина Васильевна активно приглашала всех читателей превращаться в писателей.

- Мы ждем ваших статей и готовы ставить все интересные разработки учителей, - сказала она. - Со второго полугодия начинается выпуск электронного приложения. Так что у нас будет больше возможностей давать мастер-классы или технологические карты.

Краткую, но яркую презентацию провел Павел Степаненков, методист управления образования  Западного округа Москвы. Он рассказал об опыте создания сайта по профориентации в Москве (http://www.proformos.com) и дал его короткий обзор. Помимо перечня вузов и колледжей столицы, большой подборки профессиограмм и тестов по профориентации (они даны в обычном текстовом формате, доступном любому учителю),  на сайте выложено изрядное количество видеороликов – записи выпусков познавательных программ «Как это работает», «Галилео», «Делу время», а также видео мастер-классов московских учителей.

Первая часть дня  подошла к концу, и наступило время мастер-классов: учителя разошлись по разным концам большой аудитории, сгрудились вокруг столов. Одновременно в  одном помещении проходили два мастер-класса: «Вышивка пайетками» и «Декупаж на бутылках».

Из-за этого звуковая атмосфера получилось довольно своеобразной:

- …берем клей ПВА, и смешиваем с любым колером…

- …для этого нам нужна моно-нить. Кстати, где она?

- ...а Пушкин у нас будет на салфетках…

   Занятия эти красивые, но сугубо женские. Поэтому неудивительно, что мужчины-технологи предпочли мастер-класс «Историческая реконструкция объектов материальной культуры на уроках технологии». Еще бы, романтика! Мечи, секиры, кольчуги, шеломы и бармицы…

Я не первый раз на Дне учителя технологии и мастер-класс  Владимира Латкова видел не единожды. Обычно, в центре №293, он сидит за верстаком и флегматично, колечко за колечком, собирает кольчугу. Или любовно полирует шлем ратника XIII-го века – полностью соответствующий историческим образцам. Однако в этот раз он был вооружен не мечом или сулицей, а ноутбуком и презентацией.

Впрочем, выступление от  этого менее интересным не стало. Владимир Вячеславович, наконец, рассказал, как же ведется работа над теми впечатляющими проектами, которые из года в год демонстрируются на Дне учителя технологии. Подробно, шаг за шагом, он разобрал кропотливое создание проекта, движение мысли ученика: от  рождения идеи к сбору информации, классификации и анализу, затем – к подготовке эскиза, переводу его в чертеж, после – к созданию технологической карты, доклада, пояснительных записок и экономического обоснования проекта. Венец всего, конечно же, представление и защита проекта.

По этой схеме создаются и секирные замки XVII-го века, и чешуйчатый доспех XIII-го – нет разницы. Был бы только интерес и руки.

Выполняя подобную проектную работу (которая может длиться и год и два, ведь учитель и ученики стараются максимально точно соблюсти старинные технологии), школьник, в итоге, изучает историю и этнографию, знакомится с летописными источниками,  касается и фольклора. А заодно учится грамотно анализировать и структурировать информацию, формулировать свои мысли, вести подсчет материалов и ресурсов и, наконец, осваивать технику публичных выступлений.

А все ведь начинается с двух колечек кольчуги или желания создать старинный подсвечник.  Не в этом ли суть предмета «Технология» - погружении в среду объектов культуры, быта, производства, в живое пространство воплощенных следов человеческой мысли?

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:00

Выставка работ учащихся и педагогов образовательных учреждений Москвы и Московской области

10:00 – 12:00

Научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников на современном этапе»

В конференции принимают участие ведущие специалисты в области школьного технологического образования, призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Доклады:

  • Борьба за технологическое образование школьников

    ХОТУНЦЕВ Ю. Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ


  • О работе журнала «Школа и производство»

    ПИЧУГИНА Г. В., д.б.н., проф.


  • Перспективы развития профориентации в школах Москвы

    РОДИЧЕВ Н. Ф., к.п.н.;
    ЧИСТЯКОВА С. Н., д.п.н., проф., член-корр. РАО


  • Создание сайта по профориентации

    СТЕПАНЕНКОВ П. В., методист


  • Технология в школах Северо-западного округа

    ГОРЯЧЕВА Л. Ю., учитель технологии


  • Подготовка к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2011 г.

    ДУБРОВСКАЯ Л. И., заслуженный учитель РФ, зав. лабораторией технологии МИОО


  • Использование компьютеров на уроках технологии

    СТАВРОВА О. Б., к.п.н., учитель информатики и ИЗО, методист высшей категории МУК-25 «Центральный» и МИОО


  • Учебно-методический комплект по техническому труду для 5–7-х классов

    ГЛОЗМАН Е. С., Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент, методист ГБОУ Школа №293


  • Победители конкурсного отбора педагогических работников на соискание гранта Москвы в сфере образования 2010 года

    ПЕТРОВА С. В., ГОУ СОШ №939 ЮАО;
    ВАСЮКОВ В. К., ГОУ СОШ №548 ЮАО;
    ГОЛУБЦОВ С. А., учитель технологии


  • Проекты победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2010 года

 191100%
12:00 – 12:15

Перерыв для получения профессиональных подарков и посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Мастер-класс

Историческая реконструкция объектов материальной культуры на уроках технологии

ЛАТКОВ В. В., ГОУ ЦО №293


Опыт реализации метода проектов

ХРОМОВ А. А., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, учитель технологии ГБОУ «Школа №1000»


Мастер-класс

Вышивка пайетками

ЛОБАШОВА Т. Г., ГОУ СОШ №1149


Декупаж на бутылках

КУТЫРЕВА С. А., ГОУ СОШ №683


 3819%
 15781%
13:45 – 15:00

Мастер-класс

Компьютерная поддержка уроков технологии

ПРОКОПЕЦ А. Ю., ГОУ ЦО №293


Мастер-класс

Картины из хлопкового волокна

МОИСЕЕВА Л. Д., ГОУ СОШ №367


 16788%
 2212%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии