Рейтинг@Mail.ru

30 марта 2010 г.

Всего участников: 420

Репортаж

Этот день, как и ландшафты нашей планеты, получился разнообразным. С одной стороны, учителя географии с большим интересом вдавались в хитросплетения глобальной политики и обсуждали перспективы развития России в XXI-м веке. А с другой – были озабочены чисто практическими вещами: особенностями ЕГЭ-2010 и последствиями введения нового образовательного стандарта.

Но и там, и там обсуждение получилось очень насыщенным.


День открылся обзорной лекцией «Современная Азия», которую читал Станислав Горохов, доцент Московского педагогического государственного университета. Оказалось, эта тема живо интересует географов - актовый зал был полон. Учителя сосредоточенно следили, как на большом экране  сменяют друг друга таблицы и диаграммы. Станислав Анатольевич показывал, как использовать нестандартные методики вычисления экономического роста страны. В частности, как по одному параметру - патентам, оценить научный и -  в перспективе - экономический рост государства. Например, Пакистан за прошлый год не дал миру ни одного научного патента, а вся Россия получила патентов втрое меньше, чем одна мощная китайская фирма.

«Азия в плюсе, Азия растет. И XXI-й век будет веком Востока» - таков был рефрен выступления С. Горохова. Главный  фактор этого впечатляющего роста – прежде всего демографический.

Впрочем, у такого быстрого развития есть и обратная сторона – так, треть населения Индии и четверть китайцев живут за чертой бедности. Но это лишь усугубляет проблему – ведь за северной  границей Китая пустуют огромные, слабозаселенные пространства нашего Дальнего Востока.

Кстати, в газете «География» (http://geo.1september.ru) опубликован цикл статей Станислава Горохова, посвященный исследованиям Азии.

Если в выступлении С.Горохова звучали тревожные нотки о грядущем доминировании Азии, то лекция «Россия: альтернативы развития»  Вячеслава Шупера, профессора Российского университета дружбы народов, была целиком окрашена в мрачные тона.

Почти всю лекцию профессор В. Шупер посвятил рассказу о том, что к середине этого века Китай станет мировым лидером. И вовсе не факт, что Китай будет вести себя сдержанней и деликатней, чем США сегодня.

Впрочем, лекцию Вячеслав Александрович вел искрометно и с классическим изяществом – шутил, цитировал стихи, жонглировал терминами «IPO» и «аутсорсинг». И оперировал прогнозами мирового уровня.

- Мир, каким мы его знаем, находится на пороге глобальных перемен, - заметил В. Шупер. – Похоже, 500-летнему периоду превосходства Европы подходит конец. Уже к середине века население Земли приблизится к девяти миллиардам, причем, большая часть населения будет сосредоточена в развивающихся странах. Этническая карта мира изменится – уже сейчас в США есть области, где почти не говорят по-английски, а в Европе открыто обсуждают будущую проблему креолизации населения.

Постиндустриальная экономика и глобализация этому лишь способствуют: бизнес неизбежно стремится уменьшить издержки и поэтому переводит производства в развивающие страны, которые получают мощный экономический толчок.

- Сейчас мы наблюдаем развитие второго цикла постиндустриализации, по итогам которого Индия нагонит Китай и станет второй силой в мировом масштабе, - сказал ведущий.  

По мнению В. Шупера, экономическая структура нашей страны не соответствует вызовам времени. Историческая ориентация на Европу себя уже не оправдывает, и России необходима смена вектора.

- Требуется новая миграционная политика на Дальнем Востоке, - подытожил В. Шупер.

Из зала тут же посыпались вопросы: «что будет с евро?», «станут ли китайцы  девальвировать юань?», «каковы перспективы развития Латинской Америки?»

- Но я все-таки не поняла,  - уже в самом конце поднялась одна из учителей. – В чем же альтернативы развития России?

- Мы слишком долго смотрели на Запад, - пояснил Вячеслав Александрович. - Пора развернуться в другую сторону.

Часть этого дня была посвящена более практическим материям. Дмитрий Молодцов, методист НМЦ САО, рассказал об опыте использования  «Графических конспектов на уроках географии».

Продемонстрировав сложные кривые, диаграммы и таблицы, ведущий вкратце рассказал о принципах их построения. По мнению Д. Молодцова, подобные конспекты особенно полезны при подготовке к ЕГЭ. Они позволяют не только быстро запоминать большое количество информации, но и развивают необходимые при сдаче Единого экзамена навыки. Например, аккуратность  (ведь в бланке можно сделать не более трех исправлений). Она вырабатывается при построении, скажем, столбчатых диаграмм. Вообще, география, по убеждению Д. Молодцова, царица наук. Географы раньше, чем математики, учат работать с масштабом и дают представление о секторах круга – без чего не нарисуешь ни одну круговую диаграмму, раньше, чем физики, вводят понятие давления, учат работать с текстом и таблицами – одним словом, развивают общеучебные навыки, которые потом школьники успешно используют на других предметах.

Тему ЕГЭ продолжил на пленарном докладе «Единый государственный экзамен по географии в 2010 году» Вадим Барабанов, старший научный сотрудник лаборатории географического образования ИСМО РАО.

Аудитория была ожидаемо переполнена. Ведущий подробно разбирал хитрости нынешнего экзамена, иллюстрируя выступление слайдами с примерами задач. Одна из особенностей ЕГЭ 2010 по географии: в этом году можно пользоваться калькулятором (но не в мобильном телефоне), транспортиром и линейкой. Причем если на пункте проведения ЕГЭ школьнику их не предоставили, он имеет право на выходе заявить апелляцию. И получить максимальные  баллы за задачи, которые не смог решить без калькулятора.

Но ученику не стоит расслабляться.

- Наши дети часто не умеют использовать калькулятор, - заметил Вадим Владимирович, - Ошибаются со знаками плюс и минус, не знают правил округления дробных чисел.

Еще одно новшество – появление задач с неявно заданными условиями. Чтобы решить их, школьник должен уметь использовать уже имеющиеся у него данные, «напрячь мозги» и вывести недостающее звено.

Так же в этот день речь шла и о новом стандарте образования и тех требованиях, которые он предъявляет к преподаванию географии.

На семинаре «Методика формирования умений школьников в процессе обучения на примере курса «География России», который вела Елена Беловолова, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ, говорилось о развитии трех видов умений у школьника: предметных, надпредметных и метапредметных.  Елена Александровна рассказывала, как именно следует развивать эти умения. Аудитория склонилась над блокнотами, едва успевая записывать.

Однако, все не так сложно. Метапредметные умения – это умения общеучебные, позволяющие ученику осваивать школьную программу вообще: навыки счета, работы с текстом, поиска и обработки информации и так далее. Предметные умения, как ясно из названия,  рождаются именно при освоении отдельного учебного предмета. В данном случае - географии.  А надпредметные умения – настойчивость, трудолюбие, аккуратность,  это умения личностные, возникающие в процессе развития ученика.

Подробнее эта тема раскрывается в методических рекомендациях на странице Лаборатории географии МИОО  (http://geo.metodist.ru). Там же будут выложены тексты и аудиозаписи всех выступлений сотрудников МИОО на Дне учителя географии.   

Кстати, мощное средство развития личности школьника – это проектная деятельность. Именно о ней,  говорила Галина Арефьева, учитель географии московской школы  «Золотое сечение» на своем выступлении «Система формирования и развития метапредметных умений средствами проектной деятельности».

Г. Арефьева привела несколько реальных проектов, которые  выполнила вместе с детьми, разбив работу над проектами на несколько четких этапов. Начинается все со стадии обсуждения и зарождения идеи, затем ребенок выбирает тему, и пишет краткое обоснование проекта: его формулировку, цель и актуальность. Работа сопровождается  консультациями с педагогами (каждому ученику выдается проектная папка с графиком консультаций и сопроводительной документацией), публикациями в школьной газете и промежуточными отчетами. Наконец, после этапа сбора информации ученик сводит ее воедино, структурирует, готовит  презентацию (в этом ему тоже помогает учитель) и …вперед, на защиту!

Работа над проектом длится долго – по четыре месяца, а защищают школьники проекты по-взрослому. На научно-практической конференции «Шаг в будущее», с пленарными заседаниями и предзащитой.

Так что проектная деятельность может выглядеть очень серьезно даже в школе.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ