15 апреля 2008 г.
Репортаж
Иван Громов |
|
Ирина Цибулько |
|
Людмила Гончар |
|
Ольга Северская |
|
Яблоку негде упасть. |
Людмила Кожурина
Программа Дня учителя русского языка на VII марафоне была насыщенной: заполнены все 12 клеточек расписания, а в некоторых даже значились по две темы! Заполненными до отказа были и аудитории.
В Большом зале лицея № 1535 яблоку упасть негде: Ирина Петровна Цыбулько, ведущий научный сотрудник Института педагогических измерений (ФИПИ), два с половиной часа говорит об особенностях итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах.
Можно отметить две основные тенденции развития ЕГЭ по русскому языку: во-первых, с каждым годом экзамен совершенствуется; во-вторых, он будет коррелироваться с ЕГЭ в 9-м классе. Именно взаимодействовать, а не воспроизводить одну модель и одно содержание на разных уровнях сложности. Говоря о 9-м классе, Ирина Цыбулько прокомментировала демоверсию-2008: как будут оцениваться работы девятиклассников?
«Все, что я сообщаю вам, висит на сайте ФИПИ, откройте, скачайте. Там же Методическое письмо Министерства образования и науки, составленное с учетом результатов экзаменов-2007. И потом: нет никаких принципиальных изменений в новых экзаменационных материалах!» – говорила ведущая, но аудитория хотела получить комментарии из первых уст.
Сначала И.П. Цыбулько рассказала о результатах прошлогодних экзаменов, сделала выводы, что и как можно изменить, улучшить в работе учителя, готовящего выпускника к итоговой аттестации.
Комментируя экзаменационные задания, лектор обратила внимание на такие «хитрости», которые стали массовым явлением, как переписывание части В8 в часть С. В этом году такие повторы будут вычитаться из общего количества слов части С. И еще: выпускника научили «беспроигрышным» начальным и конечным фразам при выполнении части С. Теперь использование шаблонных фраз проверяющий будет приравнивать к списыванию. Зато, по словам Ирины Петровны, благоприятное впечатление осталось от чтения части С, выполненной отличниками: «Сочинения исключительно оригинальные, читаешь – и хочешь немедленно встретиться и поговорить с автором, настолько живо написано!».
Упреки учителей, что тестирование формирует стандартное, трафаретное мышление, лектором были опровергнуты.
Часть А (с выбором ответа) каждый год составляется с учетом частотных ошибок предыдущего года. Ответы на задания части В после компьютерной обработки перепроверяются «глазами»: а вдруг отвергнутые машиной ответы как неправильные «обидели» думающего ученика? Так бывает, когда, например, при определении способа образования наречия по-дружески возможны два правильных ответа: приставочно-суффиксальный (от прилагательного дружеский) и приставочный (от наречия дружески).
Резкую реакцию лектора вызвали вопросы о правомерности, законности проведения самодеятельных ЕГЭ («пробных», «диагностических») для 10-го класса, инициированные местными органами образования. За разъяснениями ведущая рекомендовала обратиться на сайт ФИПИ.
Между тем куда ни заглянешь – везде книжки про ЕГЭ, тревожные красно-желтые обложки, везде лекторы разъясняют, как «готовить ребят к части такой-то».
В других аудиториях в это время проходили тоже интересные выступления.
Известная многим собравшимся учителям как автор учебника для старшеклассников профессор МПГУ Татьяна Михайловна Пахнова рассказала, как на основе работы с текстом можно подготовиться не только к тестовой форме ЕГЭ, но и к изложению и сочинению. К сожалению, ее книга «Готовимся к устному и письменному экзамену», существенно дополненная и переизданная в издательстве «Экзамен», не успела выйти к Дню учителя русского языка на VII марафоне, но она вот-вот появится в книжных магазинах.
Издательство «Просвещение» представило опытного и талантливого учителя из Культурологического лицея № 1310 Ирину Добротину. Она провела мастер-класс, на котором рассказала, как можно подготовиться к ЕГЭ, опираясь на известный учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.
Учитель-практик Галина Егораева – отрывки из ее пособия «Русский язык. Выполнение задания 3 (С)» были опубликованы в газете «Русский язык» в прошлом году – рассказала о типичных ошибках в части С. (Распечаток ее выступления не хватило на всю аудиторию – так слушатели чуть не плакали.)
Что же еще было на VII марафоне? Говорили только о подготовке к ЕГЭ по разным УМК, с разными подходами?
«Уходит из уроков русского языка все хорошее, творческое, человеческое», – вздыхала сидевшая рядом учительница. Ее коллега из Казахстана сетует: «Мне ЕГЭ ни к чему, что же слушать?». Пройдем вместе с ними в другие аудитории.
Е.А. Виноградова представила новый проект издательства «Русское слово» – начал выходить в свет учебник под редакцией М.В. Панова. Важная новость, особенно для тех, кто давно интересуется этим учебником: он получил гриф Минобразования, и теперь, как и все современные учебники, он будет обеспечен методическими рекомендациями, книгой для учителя, дидактическими материалами, рабочими тетрадями.
Иван Анатольевич Громов, учитель из Владимирской области, автор рабочих тетрадей для 5–6-х классов, рассказал, как он увлекает ребят русским языком, работая по пановскому учебнику уже 10 лет. У него в классе над доской слова М.Панова: «Смотреть языку в глаза…». И.А. Громов обозначил разницу между учебником под ред. М.В. Панова и другими, которые построены в основном по принципу репродуктивной передачи знаний. В отличие от них, пановский курс формирует у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.
Немногочисленные энтузиасты (те, у кого остались силы после выступления И.П. Цыбулько) слушали лекцию Н.А. Борисенко про учебники под редакцией Г.Г. Граник, профессора Психологического института РАО.
Лекция «Языковые новшества: ошибка или изменение нормы?» Ольги Северской, старшего научного сотрудника Института русского языка РАН, ведущей программы «Говорим по-русски» на «Эхо Москвы», была посвящена актуальным тенденциям в современном русском языке. Очень полезными для учителей-словесников оказались сделанные лектором попутно с объяснениями отсылки к современным словарям, отражающим изменения, происходящие в языке.