Рейтинг@Mail.ru

9 апреля 2008 г.

Репортаж

img1

Идет официальное открытие Дня учителя географии. Фото С.В. Рогачева

img2

Участников марафона приветствует Ольга Николаевна Коротова, главный редактор газеты «География»

img3

Татьяна Григорьевна Нефедова, ведущий научный сотрудник ИГРАН

img4

Программа марафона требует детального изучения

img5

Неформальное общение после официального закрытия. Разговор с учителями ведет главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Симонович Соловейчик

Дмитрий Заяц, Елена Иваницкая


Центральная тема обсуждения в День учителя географии — как сделать предмет интересным, конкурентоспособным, любимым в школе. Как сделать его полезным для наших детей.

Главным выступлением стала лекция доктора географических наук, ведущего научного сотрудника Института географии Российской академии наук Татьяны Нефедовой «География сельского хозяйства современной России. Как ее преподавать?». Авторитетный специалист по географии аграрного сектора нашей страны, не понаслышке знающая о проблемах сельского хозяйства, исходившая сотни километров по земельным угодьям страны, Татьяна Григорьевна представила обстоятельный и аргументированный анализ современного положения российского села. Лекция была прослушана аудиторией с неподдельным интересом, ей были заданы учителями наболевшие вопросы. В их числе был и такой: «Как в сложившейся ситуации готовить школьников к “сельскохозяйственным” вопросам ЕГЭ: по действующим учебникам или сообразно реальным и видимым тенденциям развития сельского хозяйства?»

Большое число слушателей собрал проводимый редакций газеты «География» мастер-класс «Карта, наглядность и пространственное мышление на уроках географии». Ведущая мастер-класс главный редактор газеты «География» Ольга Коротова показала, как публикуемые в газете материалы лучших географов и учителей России помогают выстраивать в школе линию реального и интересного географического образования. Как актуальные и злободневные учебные карты и схемы помогают понять мир и его современные проблемы. Как географические задачи служат цели развития учащихся.

Учитель географии московского центра образования № 654 Кирилл Гоев в своем четком и убедительном выступлении показал методы работы в школе по теме «Пространственный анализ» (на основе одного из курсов повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября»).

Об еще одном курсе повышения квалификации — «Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире» — говорила учитель географии, заместитель директора по учебно-методической работе московской школы № 882 Галина Дубакина. Очень многое из того, что изучает география, что видит и чувствует приехавший в ту или иную страну путешественник, объясняется культурой страны, тесно связанной с преобладающим вероисповеданием. Для того чтобы лучше усвоить курсы страноведения, чтобы изучение новых стран стало интересным и познавательным, необходимо вводить в школьные уроки элементы географии религий.

Эльвира Ким, заведующая методическим кабинетом географии Московского института открытого образования, провела круглый стол «Как организовать работу с учебником на уроках географии».

— Все мы согласны с тем, что дети учебник читают плохо, — посетовала ведущая, — да и техника чтения, увы! не всегда на высоте. Если дети не поработают с учебником на уроке, то вряд ли возьмутся за него дома. Поэтому так важен опыт практиков — учителей и методистов.

Опытом работы с текстом учебников географии для 9—10-х классов поделилась Надежда Ильина. Ее излюбленные приемы — «изучающее чтение» и «выборочное чтение». При изучающем чтении ребята составляют вопросы к прочитанному и схемы, отражающие содержание параграфа. При опросе используются не только вопросы в конце параграфа, но и вопросы, составленные учениками.

Учитель географии Оксана Купашова и учитель информатики Светлана Алексеева рассказали, как они организуют работу с учебником, побуждая ребят использовать различные источники информации.

«Может ли быть занимательным учебник географии?» — так назвал свою лекцию-беседу Евгений Домогацких, учитель ФГОУ № 1699, почетный работник общего образования РФ, автор учебников и научно-популярных книг по географии. Особое внимание лектор уделил воспитательному аспекту обучения географии: «Думаю, что нельзя с шестого класса “грузить” ребенка экологическими проблемами и катастрофами в надежде воспитать экологическое мышление. Ведь ребенок подумает: что же я-то смогу поделать, если человечество такое натворило? Истинный воспитательный момент — это возвышенные примеры — ученых, путешественников, защитников природы, энтузиастов».

Горячий отклик и бурные споры вызвала беседа доктора географических наук Виктора Дронова «Страноведческий подход в содержании школьной географии и его реализация в УМК ”Сферы”». В аудитории № 119 яблоку негде было упасть. Идея об усилении страноведческого, социально-экономического аспекта вызвала неоднозначную реакцию, найдя и сторонников, и противников среди слушателей. Разговор сам собой перешел на общие проблемы: любят ли дети географию? А если не любят, то почему?

Доцент кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета Александр Летягин выступил с лекцией «Основные направления обновления содержания и средств обучения в начальном курсе географии». Как показало его исследование, самый высокий уровень познавательного интереса — у шестиклассников, а в 9-м классе отмечается самый низкий уровень заинтересованности в предмете.