8 апреля 2008 г.
Репортаж
Пометить в программе все самое важное, куда непременно надо успеть… |
К сожалению, во сне не выучишься |
И после семинара остались вопросы |
Главный девиз эколога |
Успеть бы все записать |
Елена Куценко
Программа дня была спланирована так, чтобы удовлетворить самые широкие профессиональные запросы учителей: ученые рассказывали о новых открытиях в разных областях биологической науки; методисты представляли новый предметный курс, практики делились опытом внедрения инновационных форм обучения биологии.
О последних научных находках в области палеонтологии рассказала Мария Диденко, методист Палеонтологического музея. Материалы для ее доклада «Новейшие открытия в российской палеонтологии» готовили ведущие ученые музея специально к марафону, чтобы познакомить педагогов с новыми научными достижениями. Учителя имели возможность услышать о последних гипотезах относительно эволюции докембрийской биосферы. Рассказ о подробностях из жизни простейших той эпохи строился как приключенческий роман: теплая пора, когда солнце светило на треть тусклее нынешнего, а атмосферу насыщали парниковые газы, сменялась тотальным похолоданием – Мировой океан замерзал, лед покрывал континенты даже в районе экватора. А причиной остывания стали фотосинтезирующие бактерии.
Не менее интересным был рассказ о новых гипотезах о происхождении современных птиц. Еще несколько десятилетий назад считалось, что они произошли от археоптерикса, который в свою очередь был продуктом эволюции мелких примитивных пресмыкающихся – псевдозухий, живших на деревьях. Однако сейчас палеонтологи сделали вывод о двух ветвях эволюции: веерохвостых и ящерохвостых предках птиц.
На территории России палеонтологи тоже работают. Например, в Подмосковье нашли ископаемую черепаху, а в Кемеровской области – динозавров. «Но поиски динозавров, – грустно добавила ведущая, – не относятся к стратегическому направлению исследований, потому что они не связаны с нефтью». То есть работы ведутся на спонсорские деньги.
А вот сам музей вполне бескорыстно предлагает учителям обращаться за консультациями: «В том числе и по поводу ЕГЭ. Хотя задания бывают сформулированы настолько некорректно, что сразу понятно: их составители точно не обращались за консультацией к специалистам. Есть вопросы, по поводу которых до сих пор ведутся научные споры, а школьники должны дать точный ответ».
Совсем молодую науку сомнологию в лекции «Сон и обучение» представил гостям марафона доктор биологических наук В.М. Ковальзон, сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. Ученый рассказал о самой большой загадке современной нейрофизиологии – состоянии сна, его циклах, фазах, стадиях. И о взаимосвязи усвоения знаний с процессом сна. Увы, но слухи об эффективном обучении во сне совершенно беспочвенны.
Остальные занятия дня были посвящены практическим вопросам. На семинаре «Экология и проблемы устойчивого развития цивилизации – школьный региональный компонент» сотрудники МИОО представили новый предметный курс, введенный с этого года в Москве. «Он разработан таким образом, чтобы давать школьникам знания о проблемах города, об антропогенном воздействии на окружающую среду, – рассказала ведущая Марина Аргунова, – формировать представления о принципах мониторинга; воспитывать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды и свое здоровье». Это межпредметный курс, в котором интегрированы биология, химия, физика, география, литература, МХК. Базовой выбрана технология «критического мышления», которая уже опробована и одобрена многими учителями. Ведущая коротко познакомила гостей марафона с применением некоторых приемов – чтение с пометками, шесть шляп мышления, карта познания, синквейн – на примере экологической проблематики.
Более развернуто по этой теме выступил Амир Гусейнов, кандидат экологических наук, профессор кафедры экологии и природопользования МГГРУ. Его семинар «Геологическое строение и рельеф Москвы как факторы возникновения опасных эколого-географических процессов и разработка защитных мероприятий» содержал опыт урока, проведенного в форме деловой игры в логике представленного курса «Экология и проблемы устойчивого развития».
Завершала День учителя биологии серия творческих мастерских «Экология на Юго-Западе», где педагоги представляли самые разные формы экологической работы: проектную деятельность; экологические эксперименты; методы исследования, задачи, принципы организации экспедиций; опыт создания школьных научных обществ; озеленение школы как образовательный ресурс; особенности работы экологического клуба.
Благодаря творческим мастерским у участников дня появилась возможность узнать, кто из коллег какую тему или проблематику разрабатывает, и обратиться в случае необходимости за консультацией.