Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2008 г.

Репортаж

img1

Л.Кузнецова рассказывает о применении компьютерных технологий при изучении химических процессов.

img2

Один из советов О.Габриеляна – автора многочисленных пособий по химии: «Повысить интерес к химии можно усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении».

img3

Химия – красота превращений!

img4

Семинары Н.Дерябиной всегда вызывают большой интерес у учителей.

Елена Куценко


«Преподавание химии уходит из числа учительских профессий». «В результате политики, проводимой по отношению к нашему предмету, культивируется химиофобия». «Мы с огорчением наблюдаем неуважительное отношение к предметам естественно-научного цикла, особенно к химии!» Подобные горькие реплики можно было услышать почти на всех семинарах и мастер-классах в День учителя химии.

Действительно, на этот предмет подчас отводится лишь один час в неделю, а кое-где курсы физики, химии и биологии заменяют естествознанием.

Тем не менее ведущие и участники марафона активно обсуждали, как в этих условиях сохранить интерес детей к предмету и при помощи методических приемов сделать его изучение привлекательным.

Кандидат педагогических наук Наталья Дерябина, ведущая семинара «Связи между классами органических веществ в схемах и упражнениях», предложила коллегам вариант мини-справочника, в котором группы веществ и схемы реакций оформлены цветом (металлы, например, серые, а неметаллы – желтые). Это позволяет сделать классификацию и систематизацию наглядной, задействует ассоциативные механизмы запоминания, упрощает процесс составления органических цепочек. «Схемы очень сложные, я боюсь вас пугать, но придется», – говорила ведущая. Для упрощения восприятия она привела аналогию со схемой метро: «Вы ведь легко ею пользуетесь, потому что освоили, привыкли». Для того чтобы слушатели разобрались со схемами реакций, где стрелками обозначен переход одних веществ в другие, автор справочника после каждого фрагмента объяснения давала залу небольшое самостоятельное задание.

Большинство учителей одобрили идею, хотя были и те, кто говорил, что это формализация и «меловая химия».

Чтобы химия не ассоциировалась лишь с непостижимыми формулами на доске, Олег Габриелян, кандидат педагогических наук, профессор Академии последипломного образования Московской области, автор многочисленных учебников, предлагает начинать курс пропедевтики уже в седьмом классе, причем интегрировать химические понятия со всеми уже изученными на этот момент науками. Физики говорят о телах и веществах, географы – о веществе Земли, биологи изучают состав клетки, качественные реакции – все это прекрасные поводы актуализировать восприятие темы с точки зрения химии.

Лекция Габриеляна «Гуманизация и гуманитаризация обучения химии на базовом уровне в 10–11 классах» стала настоящей одой химии: при ее изучении ребенок учится наблюдать, фиксировать результаты, анализировать, моделировать, работать с информацией – это ведь универсальные учебные умения. И все-таки многие химию не любят, особенно гуманитарии. Почему? «Нас подводит наша любовь к химии! Мы стремимся впихнуть в два часа даже то, что давно исключили из программы», – убеждал слушателей лектор. Он дал коллегам несколько советов, как приблизить предмет к интересам ребенка, в частности, не забывать о занимательности: рассказывать об истории открытий, об известных химиках, о борьбе идей, сообщать сведения, полезные в быту. Упомянуть, например, о том, что женские волосы содержат в двадцать раз больше золота, чем мужские, – и обращение «Ты моя золотая» окажется не только комплиментом, но и чистой химической правдой.

В «языковых» классах, «где химия детям до лампочки», нужно использовать вариативную методику, опираться на приемы, способы, подходы, характерные для гуманитарных дисциплин. Кстати, за урок можно предлагать не больше четырех-пяти уравнений (что очень правильно: в одну гуманитарную голову больше не уместится!). На лабораторные практикумы нет времени, значит, приходится готовить двух-трехминутные демонстрации. Ребятам можно предлагать придумывать художественные образы веществ и процессов.

В экзамен для гуманитариев помимо теоретических вопросов полезно включить творческую часть, где ребенок может выбрать между решением задачи, экспериментом и заранее подготовленным рефератом (это может быть, например, сказка об азотной и серной кислотах). Автор практикует открытые экзамены, куда ученики приглашают родных, знакомых, приятелей, а преподаватель – коллег, которые выставляют отвечающим баллы «за артистизм». Одним словом, даже безнадежных гуманитариев вполне можно вовлечь в изучение этой прекрасной науки, если использовать соответствующие приемы.

Оригинальной методике был посвящен и мастер-класс кандидата педагогических наук Лилии Кузнецовой «Закон сохранения массы веществ, химические уравнения». Она предлагает не давать знания в готовом виде, а формулировать специфические задания и вопросы, чтобы ученик сам отыскивал путь к знанию. Для примера был предложен закон сохранения массы вещества. Слушатели играли роль восьмиклассников: участвовали в диалоге, по ходу которого строилось доказательство закона. И на каждый «недоверчивый» вопрос ведущая предлагала ответ в форме опыта.

Судя по горячему заинтересованному участию гостей в мастер-классе, химия вряд ли в ближайшее время сдаст свои позиции в школе.