Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2008 г.

День учителя физики  Программа дня

Репортаж

img1

Лев Пигалицын рассказывает о широком спектре «компьютерных» возможностей для урока.

img3
img2

Г.Никифоров показывает, как можно исследовать затухающие колебания с помощью лаборатории L-микро.

И.Царьков рассказывает, как наглядно продемонстрировать детям броуновское движение.

img4

Огромный интерес вызвали видеоролики экспериментов, поставленных учениками Галины Туркиной, ГОУ ЦО «Технологии обучения. Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов».

img5

Авторы УМК «Физика-10», «Физика-11» Лев Генденштейн (слева) и Леонид Кирик увлекают (и довольно успешно) зрителей своими педагогическими находками.

img6
img7

Интересно!

Куда же пойти?

Анатолий Витковский
Фотографии Крылова


Наверное, учителя физики выделяются среди школьных педагогов особой склонностью к приборам и экспериментам – предмет требует. И неслучайно День физики был наполнен демонстрациями физических опытов. Даже «остепененные» ученые, чьи выступления значились в программе как лекции, не пожелали обойтись без эксперимента.

Например, Николай Соколов, профессор кафедры физики Международной геологоразведочной академии, доктор физматнаук привез для своего выступления «Популярная физическая картина мира в опытах и демонстрациях» целый арсенал интересных приспособлений. И чего тут только не было! Например, смахивающий на сказочного  паука  аппарат с четырьмя длинными металлическими ножками и каким-то заводным механизмом в металлической голове. После завода аппарат начинал смешно, как бы пританцовывая, двигаться по столу. Как оказалось, он предназначен для демонстрации преобразования энергии. А небольшая резиновая полусфера демонстрировала «нарушение» фундаментального физического принципа: закона сохранения энергии! Когда профессор бросал ее на пол с относительно небольшой высоты, она отскакивала и взмывала чуть ли не к самому потолку. Как такое может происходить? «Наверное, какое-то воздействие воздуха», – предположила сидевшая рядом со мной учительница.

Профессора сменил удивительно талантливый учитель из г. Дзержинска Лев Пигалицын, энтузиаст внедрения в школу компьютерных технологий. Как называют его в родном городе, это «учитель милостью Божией», «учитель, зажигающий звёзды». Он рассказал о своём опыте обучения детей владению компьютерным мастерством, показал, что компьютер можно использовать не только как пишущую машинку или проектор слайдов, но и как виртуальный физический прибор. Другими словами, имея простенькую программу (учитель готов оказывать желающим и консультацию, и практическую помощь), вы можете прямо на дисплее своего компьютера создавать электронные приборы – осциллограф, звуковой генератор и др. – и проводить эксперименты с их помощью. А если уж человек не боится работать с паяльником, из компьютера то можно делать такие потрясающие вещи, как датчики физических величин, и измерять, например, время с точностью до миллисекунд! Вся технология этого «искусства» описана в дистанционном курсе «Школьная компьютерная физическая лаборатория» Педагогического университета «Первое сентября», который можно пройти в рамках повышения квалификации.

Затем последовал мастер-класс «Нестандартный урок. Формирование научной компетентности учащихся на уроках физики» учительницы Тамары Кузьмичевой, тоже из г. Дзержинска. Цель урока – научить детей не просто запоминать сообщаемую информацию, а думать и искать её самим. Это и есть самое актуальное теперь педагогическое направление – «формирование ключевых и предметных компетенций». Учитель раздаёт «ученикам» , в положении которых оказались на Дне физики гости Марафона, ксерокопию статьи журналиста «АиФ» Полины Иванушкиной «Антарктиде осталось жить 33 года» с тревожной информацией:  «В 2041 году из-за огромной озоновой дыры растают льды Антарктиды, и океан затопит все прибрежные части суши». Неужели этому  устрашающему прогнозу суждено сбыться? И ученики – «научные сотрудники Института физики Земли» – в процессе деловой игры ищут (и – находят!) ответ.

Демонстрационные эксперименты с использованием новейшего отечественного оборудования и интерактивной доски блестяще провели учительница Наталья Андреева из Удельнинской гимназии (Московская область), сотрудник Института содержания и методов обучения РАО кандидат педагогических наук Геннадий Никифоров и генеральный директор ООО «Снарк» (производящей это оборудование и широко известного под маркой «Лаборатория L-микро») Олег Поваляев, кандидат технических наук. А учитель из г. Подольска (Московская область) Игорь Царьков впервые (после самого Перрена!) продемонстрировал широкой публике броуновское движение. (заметим, что всю программно-компьютерную часть работы выполнил его ученик, теперь студент МВТУ им. Н.Э.Баумана, Павел Чеботарёв).

Но самый поражающий воображение опыт был выполнен вообще практически без технических средств: два на глазах публики хорошо притёртых свинцовых цилиндра выдерживали вес двух пятилитровых бутылей с водой! А по словам автора эксперимента, И.Царькова, - выдерживают и вес самого (немаленького!) экспериментатора.

Завершилась сессия в конференц-зале феерическим выступлением учителя из г. Воскресенска, (Московская область) Алексея Долгушина «Презентация как интерактивное средство обучения». Используя гиперссылки и анимационные эффекты, можно быстро переходить от одной серии слайдов к другой, от вопросов и заданий – к ответам и к их оценке. Всё это экономит время урока, что особенно важно при тепершнем (и всё прогрессирующем) сокращении «часов» на предмет.

В это же время в другой аудитории учителя неотрывно следили за сюжетами «Видеоколлекции» (ее составили видеофильмы, присланные читателями в газету «Физика», причём эксперименты ставили не только учителя,  но и ученики). Вот, например, сюжеты, продемонстрированные и прокомментированные присутствовашей тут же Галиной Туркиной изГОУ ЦО «Технологии обучения. Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов»: юноша (с диагнозом «церебральный паралич»!) берёт обыкновенную банку с водой и опускает в неё обычные с виду бумажные ленты. И что бы вы думали? Одна лента, оказавшись в воде, мгновенно свёртывается колечком, другая – трубочкой, а третья – спиралью. А всё дело в том, как вырезали ленту: вдоль листа, поперёк или по диагонали! А вот другой опыт: на этот раз вода налита в стакан, а школьник пытается установить в центре стакана теннисный шарик, подталкивая его пальцем. Но шарик никак не хочет задерживаться центре и упрямо отплывает к стенке стакана. Цель недостижима? «Просто нальем еще воды», – спокойно говорит ученик. И когда вода достигает самого верха емкости и образует выпуклую пленку, шарик сам «без всякой помощи» устанавливается по центру. «Тот случай, когда вещи добровольно «ползут под гору», – замечает ведущая «Видеоколлекции» редактор «Физики» Светлана Ковалева. А вот школьники макают в мыльный раствор обруч и, поднимая его из «бассейна», делают огромные выше человеческого роста мыльные пузыри. «1 литр «Ферри», 10 граммов желатина, 6 столовых ложек сахарного песка, 8 литров воды…», – раскрывает рецепт волшебного раствора Галина Туркина.

Параллельно на круглом столе «Физика, 10-11 – базовый уровень» ведущие, кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн и учитель-методист Леонид Кирик, представили авторский учебно-методический комплект: учебники, сборники задач, тетради для лабораторных работ, Рабочие тетради для учащихся, методические материалы для учителя и так называемый «генератор тестов» (направленный на помощь в подготовке к ЕГЭ). Среди пришедших на марафон учителей нашлось немало тех, кто уже попробовал работать по этим учебным пособиям. И поскольку новые учебники понравились, педагоги охотно делились своим мнением с коллегами. Практически все выступающие отметили «концентрированность и компактность» размещения учебного текста, а также его простоту и доступность. Учителям пришлись по вкусу и замечательные картинки-анимашки, иллюстрирующие текст на прилагающемся к учебникам CD-диске. Итог мероприятия, пожалуй, лучше всего, выразили слова одной из участниц круглого стола: «Буду переходить на новые учебники».

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

11.00–11.45
Лекция

Популярная физическая картина мира в опытах и демонстрациях

СОКОЛОВ Н. Н., д. физ.-мат. наук, заслуженный эколог РФ, проф. кафедры физики РГГРО


Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Как научить решать задачи по физике?!

ПАРФЕНТЬЕВА Н. А., канд. физ.-мат. наук, проф. каф. физики МГСУ, учитель физ. шк. № 263, г. Москва


12:30 – 13:45

12.00–12.45
Лекция

Компьютер как физический прибор (о новых возможностях информационных технологий для урока физики)

ПИГАЛИЦЫН Л. В., 6-кратный соросовский учитель, МОУ СОШ №2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.


13.00–13.45
Нестандартный урок

Формирование научной компетентности учащихся на уроках физики

Мастер-класс

КУЗЬМИЧЕВА Т. Ю., заместитель директора по УВР, учитель физики


Издательство «Просвещение»

Новые электронные образовательные ресурсы по физике в составе нового УМК серии «Сферы»

ЖУМАЕВ В. В., координатор проекта


Издательство «Мнемозина»

О физике – увлекательно! Новые учебники: «Физика, 7–9» (авторы Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук) и «Физика, 10–11» (авторы С.А.Тихомирова, Б.М. Яворский)

БУНЧУК А. В., д. физ.-мат. наук;
ТИХОМИРОВА С. А., к.п.н.


14:00 – 15:15

Творческий опыт

Демонстрационные эксперименты с использованием оборудования лаборатории L-микро и интерактивной доски

Коллектив учителей под руководством Г.Г. НИКИФОРОВА – к.п.н. ИСМО РАО;

ПОВАЛЯЕВА О. А., к.т.н., ООО «Научные развлечения»


Презентация как интерактивное средство обучения

ДОЛГУШИН А. Н., учитель физики


Видеоролики с экспериментами к урокам

ГАЙДАЙ Т.В. (п. Молодежный Московская обл.);
ЗАБОРЬЕВА О.М. (г. Волжский, Волгоградская обл.);
ЛОГИНОВ Л.А. (г. Москва);
КАРМАЗИН С.В. (г. Фрязино, Московская обл.);
МАЮРОВ С.Г. (п. Епишино, Красноярский кр.);
НОВАК А.Г. (г. Тольятти);
НОВИКОВ А.В. (г. Барнаул, Алтайский кр.);
ТРЕТЬЯКОВА Л.П. (г. Наро-Фоминск Московская обл.);
ТУРКИНА Г.Ф. (г. Москва);
коллектив учителей г. Прокопьевска (Кемеровская обл.) под рук. засл. учителя РФ РАВОДИНА Е.М.


Издательство «Илекса»

Круглый стол

Физика, 10–11 – базовый уровень

ГЕНДЕНШТЕЙН Л. Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
ОРЛОВ В. А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ


Издательство «Дрофа»

Новая форма проведения государственной итоговой аттестации по физике выпускников 9-х классов

ПУРЫШЕВА Н. С., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Теории и методики обучения физики им. А.В Пёрышкина» МПГУ, автор УМК «Физика»


Подготовка к выпускному экзамену с помощью УМК В.Касьянова для профильного уровня

КАСЬЯНОВ В. А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.


15:15 – 16:30

Закрытие дня