Рейтинг@Mail.ru

6 апреля 2007 г.

Репортаж

Дорофеев напомнил участникам марафона, что пять лет назад здесь же, в Паркетном зале, он уже выносил на обсуждение эту проблему. «И потому, – заявил он, – сегодня можно подвести некоторые итоги, посмотреть, что сделано и что впереди».

Общенациональный проект «Образование» предполагает информатизацию школы, для чего выделены серьезные средства, но проблем не стало меньше. Проведенные в 2006 году исследования показали, что 79% учителей химии хотели бы работать с электронными ресурсами, но реально используют их только 23%. Откуда такие ножницы? Ответ прост: нет компьютеров у 80% учителей и нет навыков работы с ними у 30%. Аналогично: пользоваться цифровой лабораторией на уроках хотели бы более 80% учителей, а имеют ее в классе менее 20%.

И все же прогресс налицо: пять лет назад компьютер был у каждого двадцатого учителя химии, а сегодня – у каждого пятого. Как же добиться, чтобы на рабочем месте учителя появился компьютер, если его еще нет или он уже устарел?

Дорофеев посоветовал учителям активно заявить о себе – принять участие в конкурсе на грант Президента России, в московском проекте «Школа информатизации», в городских экспериментальных площадках. Этот путь для оснащения химического кабинета новейшими электронными системами действительно реальный.

С научно-исследовательской работой школьников познакомили марафонцев Ирина Хачатрян, учитель химии московской школы № 1927, и Владимир Головнер, учитель химии московской школы № 1259.

На мастер-классе «Метод проектов как средство экономизации школьного курса химии» Ирина Хачатрян поделилась с учителями опытом, как развивать у школьников экономическое мышление и как пробуждать у них интерес к изучаемому предмету. Исследовательский проект «Строим нефтезавод» как нельзя лучше подходит для этой цели. Он предполагает не только анализ образцов нефтепродуктов, но и экономическое обоснование строительства с наименьшими издержками.

Владимир Головнер подчеркнул: «По большому счету все, что делает ребенок, – это исследовательская деятельность, осуществление заложенной в нем от природы познавательной потребности».

Организовать этот процесс наиболее эффективно и плодотворно – вот задача учителя. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность выстраивается так, чтобы ребята видели практическую важность химии в повседневной жизни.

Владимир Головнер познакомил собравшихся с методикой исследовательских проектов «Обнаружение свинца в предметах обихода», «Исследование качества молока», «Обнаружение нитратов в овощных культурах».

Издательство «Просвещение» в рамках проекта «Золотой фонд «Просвещения» представило линию учебников по химии Г.Е.Рудзитиса. Комплект, который уже более двадцати лет стоит на полке у каждого опытного учителя химии, теперь дополнен выпусками «Химический тренажер» и «Задачник с помощником».

Ада Каверина, заведующая лабораторией химии Российской Академии Образования, рассказала педагогам о новых формах итоговой аттестации по химии и познакомила с новыми материалами для аттестации, выпущенными издательством «Просвещение». Педагоги засыпали докладчицу вопросами: о принятом стандарте, о базовом плане, о том, как сдавать ЕГЭ по химии, если ребята обучаются не в профильном, а в обычном классе и у них всего один час в неделю на химию?

Методике подготовке учащихся к ЕГЭ был посвящен мастер-класс Натальи Богдановой, методиста кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования. Ведущая продемонстрировала формы подготовки на основе учебных и методических пособий издательства «Эксмо». И опять град тревожных вопросов из зала: «Если ребенок не сразу нашел себя, если он не обучался в профильном классе, а потом вдруг потянулся к химии, то он не сможет сдать ЕГЭ по химии на высокий балл, и значит, вуз для него закрыт?», «Какие вузы будут принимать студентов не по результатам ЕГЭ, а на основе собственных экзаменов?».

Эти же и многие другие вопросы обсуждались и на «круглом столе» под руководством профессора Московского государственного технического университета им. Баумана Германа Фадеева – «Современное состояние реформы средней школы».

«Почему, – недоумевали педагоги, – профилизация обучения – это сокращение часов на естественнонаучные предметы вообще, а на химию – в особенности? Как же так получается, что программу ужали, часы сократили, но потом в билетах оказываются вопросы по тем темам, которые сократили?» К сожалению, вопросов было больше, чем ответов.

Елена Иваницкая