Рейтинг@Mail.ru

3 апреля 2013 г.

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 339

Репортаж


ЖУРИН Алексей Анатольевич, д.п.н., заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения» РАО
Рабочая программа учителя химии: проблемы и решения


ГАБРИЕЛЯН Олег Сергеевич, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор учебников по химии
Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования


БЕЛОГОНОВА Гульнара Ураловна, заслуженный учитель Республики Башкортостан, учитель химии МБОУ СОШ № 110 и физмат-лицей лицея 153, г. Уфа;
БЕЛОНОГОВ Валерий Александрович, ст. преп. каф. общей химии Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)
Новый подход при изучении некоторых вопросов общей химии


ТРИГУБЧАК Инна Васильевна, к.п.н., учитель химии МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского»
Содержание и методика преподавания темы «Электролиз»


ЖИХАРЕВА Мария Георгиевна, учитель химии ГБОУ ЦО № 1953, г. Москва
Мини-проекты на уроках химии как способ формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках новых ФГОС


ШИПАРЕВА Галина Афанасьевна, учитель химии, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназия № 1505, г. Москва
Изучение органической химии по интегральной технологии

День открыла тема «Рабочая программа учителя химии: проблемы и решения». Алексей ЖУРИН, заместитель директора по научной работе Института содержания и методов обучения РАО, посвятил лекцию истории, теории и практике создания рабочих программ учителя. Зачем история от начала XX века? А чтобы видеть контекст: до 1936 года было можно все, потом стало ничего нельзя, после 93-го опять хаос, сейчас склоняют к стабильности. Плохо ли – стабильность? Содержание не меняется, планирование за учителя уже сделано, учебник на всех один. И что хорошего, если директор решает, сколько и какой химии надо дать ученикам школы, а то и вовсе не вести. И в целом – это «свое понимание», оно чем руководствуется? Авторские программы, например, когда что-то из тем убрали, что-то новое привнесли, – они для кого создаются? Что-то учителю (автору программы) нравится, что-то нет, а дети? Слово «инновационные» в презентации лектора взято в кавычки. Никакой инновационности нет в том, например, чтобы вузовский уровень перетаскивать в школу: дайте сначала базу. Не видит прогресса Алексей Журин и в новом стандарте: как нужно исхитриться, чтобы обойтись без содержания? Содержание любое – это как? Так что стандарт 98 года и БУП-2004 еще долго будут ориентирами в реальной работе.

Потому-то огромный спрос на примерные рабочие программы, хотя с сентября, когда новый закон обретет силу, их публикация будет нарушением законодательства. Значит, надо учиться создавать свою. Ученый перечислил принципы отбора содержания программы (он считает содержание центральным): научность и доступность, а также принципы структурирования материала. Алексей Журин приводил неточности, которые есть в учебниках, говорил о необходимости выбора той химической теории, в рамках которой учитель собирается работать, мол, везде своя научность.

О принципе доступности: привычное для учителя может быть непосильным для ученика: «А вы попробуйте подняться до ученика, который ничего не знает, не хочет, но которого надо научить». Ведь даже учебник порой не удосуживается оценить силы ребенка: реакции пишут с первого урока, а понятие о химическом знаке потом, а о химической формуле еще дальше.

Для лучшего понимания вопроса лектор порекомендовал семинары Галины Чернобельской и ее прекрасную книгу по методике  преподавания химии – для бесплатного скачивания она здесь:  http://www.bookam.net

А структурирование – это составление календарно-тематического планирования. Соединить дидактическое и эмпирическое непросто, и лектор скрупулезно, с комментариями описывал процесс создания этого документа им самим – провел своего рода мастер-класс. Но тут главный риск – «а если спрашивают по-другому»? Например, в Тульской области требуют «писать темы  в терминах стандарта» – тогда как в стандарте-то никаких тем и нет. Ведущий советовал: вооружайтесь  законом, знайте свои права, думайте своей головой. Стабильных программ больше не будет, а свою надо уметь защитить.

Олег ГАБРИЕЛЯН, профессор, заслуженный учитель РФ, автор учебников химии, был настолько тепло встречен аудиторией, что заявленная лекция «Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования» плавно перетекла в творческую встречу. Это был разговор о том, что низводя и сокращая школьную химию, государство рискует своим будущим, а перевод старшей школы на новый стандарт ничего иного не сулит, кроме интегрированного естественно-научного курса. Между тем учебник есть, он один и он некачественный. Там периодический закон приводится в качестве иллюстрации к понятию «классификация», а вовсе не как революционное научное открытие. И другие странности, в общем: «Только обездоленные учителя пойдут на этот курс». В то же время появился шанс начать химию пораньше, с 7 класса – ведь теперь учебный план формирует школа. Кстати, учебник для 7 класса можно спросить по телефону 8 499 724 64 78.

Также Олег Габриелян рассказал, как много создано хороших и разных элективов по химии, и это, несомненно, повод получить второй час для обучения. Ну, а о том, как много у Олега Габриеляна учебников и учебных пособий, знает каждый учитель, но может быть не каждый – что они обновлены под новый стандарт и потребности подготовки к ГИА и ЕГЭ. Собственно, из этих занимательных историй про изменения и состояла лекция. Почему лабораторные включены в параграф, как дети пишут синквейны по химии и многое другое, вплоть до тоннельного микроскопа. 

А если серьезно – на сайте издательства «Дрофа»  http://www.drofa.ru можно увидеть все  изобилие книг, а также, по словам лектора, – там можно бесплатно скачать рабочие программы как базового, так и профильного уровня. Ну, а что до заявленной в начале темы – лектор сообщил, что ведет дистанционный курс «Формирование естественно-научной картины мира у старшеклассников» в Педагогическом университете «Первое сентября», и предложил слушателям перенести разговор на эту площадку. Встреча завершилась аплодисментами.

Другая атмосфера царила на круглом столе «Курс химии, ориентированный на достижение требований ФГОС»: Павел ОРЖЕКОВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, задумал с коллегами такой курс, который бы давал каждому учителю дистанционную поддержку. На ресурсе «Интерурок.ру» – http://interneturok.ru/ – они собирают полную коллекцию видеоуроков по курсу (ведет учитель школы № 1360 Яна ИВАНЦОВА). К каждому уроку –  «дополнительные сведения», списки разных задач, варианты к каждому месту разветвления урока. А еще конспекты и тренажеры. В общем, совершенно новый способ учить и учиться для учителя. Вы только зарегистрируйтесь – все бесплатно.

Нечто подобное, но иное было в аудитории, где работу с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок   на уроках химии демонстрировала Ольга РЫБНИКОВА, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, гимназия №1257. Сайт «Экзамен-медиа» http://examen-media.ru/o-kompanii – известен учителям, он дает возможность доступа к мультимедийным справочникам, энциклопедиям, тренажерам, и виртуальным средам моделирования. На марафоне разбирали компетентностно ориентированные задачи с промежуточной рефлексией – да, на экране лучше видно и саму задачу, и  то, что еще, кроме решения, из нее можно извлечь – моменты  личностного развития.

Однако и в тех аудиториях, где решали трудные задачи для ЕГЭ традиционным образом, мелом на доске (с Инной ТРИГУБЧАК из гимназии им. Ольбинского, Сергиев-Посад; с Еленой КРУТЕЦКОЙ, методистом из Санкт-Петербурга), – тоже не было свободных мест.

Между тем Нина ВОСКОБОЙНИКОВА, доцент, автор УМК нового поколения по химии для основной школы, нашла оригинальную форму подачи идеи «Инновационная  образовательная среда на уроках химии в системе успешной деятельности» – она представила интеллект-карту, «солнышко», в центре – успешная деятельность, а в лучах обозначено (названо) все, что приведет учителя к успеху в свете новых требований. Ближе к центру или  дальше – значение имеет. Очень наглядно! Оставалось только следить за мыслью интерпретирующего:

– Диалогический метод – основной, потому что направленная речь – катализатор мышления; дальше – готовность учителя, потому что без желания ничего сделать невозможно…

Ну, и наконец, самое долгожданное мероприятие дня, Творческие мастерские! Традиционно – учителя слушают своих коллег, которые делятся опытом, с огромным интересом. Тем более – это живые авторы статей в журнале «Химия». Мастерские вела главный редактор Ольга БЛОХИНА.

Мария ЖИХАРЕВА,  учитель ЦО №1953, рассказала о том, как мини-проекты помогают формировать универсальные учебные действия, тут главное – не растеряться, ведь самая обычная-привычная деятельность, та же практическая работа, может стать источником формирования личностных и  регулятивных компетенций, если повернуть дело под новым углом.

Галина ШИПАРЕВА, учитель  гимназии №1505, задалась проблемой: если у детей нет интереса к предмету – это что? Вызов учителю. Почему химия в  8-9 классе ученикам нравится, а в 10-11 нет? И она рассказывала, как сама нашла  метод, который ее увлек, познакомилась с автором, вошла в сообщество учителей, разрабатывающих этот метод, а также показала участникам, как строить уроки по органической химии в логике интегральной технологии.

…Вот такие они, учителя химии: доброжелательные и основательные, серьезные и легкие. Хотя денек выдался не из простых.

Людмила КОЖУРИНА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Рабочая программа учителя химии: проблемы и решения

ЖУРИН А. А., д.п.н., автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение»


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Использование учебных пособий «Неорганическая химия» и «Органическая химия» в практике преподавания химии в средней школе на базовом и профильном уровне и при подготовке к ГИА и ЕГЭ

КРУТЕЦКАЯ Е. Д., методист СПбАППО, учитель химии высшей категории, награждена знаком «Отличник народного просвещения»


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их использование на уроках химии

РЫБНИКОВА О. Е., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, ГБОУ гимназия № 1257;
ГУРОВА А. В., почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование», учитель высшей категории, ГБОУ школа № 547;
СВЕТИЧ Е. Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО


 18758%
 4113%
 9229%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Мастер-класс

Новый подход при изучении некоторых вопросов общей химии

БЕЛОНОГОВ В. А., ст. преп. каф. общей химии Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ); Г.У.Белоногова, заслуженный учитель РБ, учитель химии МБОУ СОШ № 110, г. Уфа


Мастер-класс

Содержание и методика преподавания темы «Электролиз»

ТРИГУБЧАК И. В., кандидат педагогических наук, учитель химии высшей квалификационной категории, автор более 30 публикаций по вопросам школьного химического образования, эксперт по проверке ЕГЭ по химии в Московской области


Издательство «Дрофа»

Лекция

Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования

ГАБРИЕЛЯН О. С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ


 9931%
 5517%
 16552%
13:45 – 15:00

Творческие мастерские

Мини-проекты на уроках химии как способ формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках новых ФГОС

ЖИХАРЕВА М. Г., учитель химии ГБОУ ЦО № 1953, г. Москва


Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии

ЖИГУЛЬСКАЯ Е. А., учитель химии СОШ № 11, г. Сергиев Посад, МО


Изучение органической химии по интегральной технологии

ШИПАРЕВА Г. А., зам дир, учитель химии


Проектная деятельность школьников в системе непрерывного образования «школа – вуз»

ПЕРЕВОЗЧИКОВА Н. В., учитель химии средней школы № 1246, г. Москва


Гуманизация обучения химии в колледже

ЩЕРБАКОВА Л. П., к.х.н., преподаватель химии колледжа № 24, г. Москва


Круглый стол

Курс химии, ориентированный на достижение требований ФГОС

ОРЖЕКОВСКИЙ П. А., д.хим.н., профессор института биологии и химии МПГУ, автор УМК по химии для основной школы;
МЕЩЕРЯКОВА Л. М., к.п.н., доцент, учитель химии ГОУ СОШ №1308;
ИВАНЦОВА Я. И., учитель химии ГОУ СОШ №1360


Издательский центр «Вентана-Граф»

Создание инновационной образовательной среды для реализации требований ФГОС второго поколения на уроках химии в системе успешной деятельности

ВОСКОБОЙНИКОВА Н. Н., доцент, автор УМК нового поколения по химии для основной школы


 20264%
 6119%
 5317%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии