Рейтинг@Mail.ru

11 апреля 2008 г.

День учителя немецкого языка  Программа дня

Репортаж

img1
img2

Г.А. Чернявская рассказывает о возможностях использования Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

В перерыве между семинарами

img3

На семинаре

img4

Рут-Ульрике Дойчманн проводит семинар о стратегиях обучения

img5

Обсудить результаты работы в группе помогает студент Лейпцигского университета Свен Лизок

Людмила Кожурина


День был многолюдным. Послушать лекторов и поучаствовать в семинарах пришли не только опытные учителя немецкого языка, но и учителя будущие: студенты педагогических вузов Москвы.

Большой интерес вызвал семинар Галины Чернявской, педагога лингвистического лицея № 1555 – «Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка». Конечно, самый популярный IT-жанр у нас – ученическая и учительская презентация. Но вот вопрос: где взять аутентичный материал? Ролики, картинки, текстовую информацию? Лектор щедро делилась адресами сайтов, которыми постоянно пользуются её ученики: сайт Гёте-института, немецких газет и сайт гимназии имени Гутенберга, расположенной в городе Майнц, с которой давно сотрудничают московские лицеисты.

Многие из предлагаемых Галиной Чернявской обучающих программ, составленных немецкими педагогами, вызвали чрезвычайный интерес у слушателей. Например, программа «Сделай себе упражнение сам», с помощью которой можно составить упражнения нескольких видов: вопросы с множественным выбором ответов, упражнения на поиск соответствий, восстановление правильной последовательности. Или тексты с пропусками, которые необходимо заполнить. Тексты для последнего вида упражнений можно подобрать разные, из разных тематических областей, в зависимости от того, какая тема изучается на уроке, и в зависимости от уровня подготовки класса.

Примечательно, что выступление Елены Карловой, старшего научного сотрудника Педагогической академии постдипломного образования, «Межкультурная компетенция» было посвящено внутренней готовности ученика к межкультурному общению. Это – первый признак межкультурной компетенции. Сначала – интуитивная готовность к пониманию, аффективная, эмоциональная сторона общения, а уж потом – когнитивная и стратегическая компетенция. Лектор подчеркивала: это не страноведческие знания, как часто понимают учителя, не багаж знаний и представлений, а внутреннее ощущение своей адекватности иной, чужеродной культуре. Ювелирная, надо сказать, работа для педагога!

Кстати, о стратегиях. В этот день преподаватель из Германии Рут-Ульрике Дойчманн провела семинар «Стратегии обучения». Слушатели было приготовились слушать, но… «Работать всегда лучше, чем слушать», – сразу обозначила свою позицию лектор, и началось распределение по группам: из многих вариантов примеров надо было выбрать четыре наиболее выигрышных для того или иного вида речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма… Учителя работали в группах. Результаты их работы помещались на стенд, и начиналось движение по кругу: группы знакомились с результатами работы других коллективов (у каждого стенда для разъяснения остался один человек). Кого же похвалили? Кого поправили? На эти мои вопросы Рут-Ульрике отвечала: «А разве это важно? Но согласитесь, говорить о стратегиях обучения, сидя в кресле, как-то нелепо».

Однако – привычно! Сидящие и стоящие в переполненных аудиториях учителя, затаив дыхание, слушали пояснения и методические комментарии к новым УМК. Каких только учебно-методических комплектов в этот день не было представлено! И «Мозаика», и «Шаги», и «Wir», и «Ключевое слово – немецкий язык», и «В центре внимания немецкий» …и по программе, начинающейся с первого класса, и по программе с пятого. И для двух часов в неделю, и для трех. И по старой «линейке», и по новой. Но каким-то чудом в 10-м классе все должны соединиться-встретиться и разобраться на базовый и профильный уровни обучения.

Послушать Марию Лытаеву, доцента ГУ-ВШЭ, рассказавшую об устройстве нового УМК «Немецкий язык» для 10 – 11 классов (автор Инесса Львовна Бим), стоило по многим причинам. Во-первых, структура учебника блочная: один блок – один вид речевой деятельности. Письмо, например, или аудирование. Во-вторых, каждый блок составлен слоями: дидактизированные художественные тексты с заданиями для уровня, приближающегося к базовому (B1) и для базового уровня (B2), тут и профильные приложения – для филологов отдельно, для гуманитариев отдельно; тут же языковой портфель, вслед ему досье (это личная папка, про необходимость ведения которой учебник постоянно напоминает). Есть в учебнике и такая удивительно полезная штука, как листы самоконтроля, своего рода анкеты для определения уровня. Сначала ученик ставит знаки против списка умений (галочка, если знает более-менее, две галочки, если уверен, а если совсем швах – восклицание), потом проверяет учитель, это внешняя оценка. Такой лист – не просто диагностическая карта, средство самоконтроля, но и технология, позволяющая ученику осознать свою роль в учебном процессе.

Любопытен и осуществленный в учебнике подход «совершенствование устной речи на основе письменной». В том числе – когда предлагается прочесть захватывающий текст (на лекции примером служил рассказ об «ужасах» немецкого языка Марка Твена), а потом обсудить его.

Весь день учителя работали.

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Семинар

Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

ЧЕРНЯВСКАЯ Г., преподаватель немецкого языка, ГОУ «Лингвистический лицей» при МГЛУ


Издательство «Лингва-Медиа»

Новые компоненты УМК «Wir». Готовимся к экзаменам с помощью нового пособия «Wir trainieren uns zur «Abschlusspruefung» und Zertifikat Deutsch fuer Jugendliche»

Методист изд-ва «Лингва Медиа»


Издательство «Просвещение»

Новинки книгоиздания по немецкому языку издательства «Просвещение»

КАРЕЛИНА И. В., зам. руководителя Центра группы германских языков издательства «Просвещение»


Компания «Британия»

Понимать–говорить–общаться: шаги к успеху

ИЛОВАЙСКАЯ Ю. В., директор языкового центра «ИнЯз Профи», референт издательства Hueber


12:30 – 13:45

Семинар

Стратегии обучения

ДОЙЧМАНН Р., преподаватель DAAD, МГПУ


Издательство «АСТ-ПРЕСС»

Межкультурная компетенция в УМК «В центре внимания немецкий» для 7–9-х классов О.Ю.Зверловой – соответствие требованиям европейских стандартов

СВЕТЛОВА В. И., к.п.н., мультипликатор ин-та им. Гете


Издательство «Просвещение»

Личностно-ориентированный подход в новых разноуровневых учебниках «Немецкий язык» для 10–11-х классов авт. И.Л.Бим и др.

ЛЫТАЕВА М., канд. пед. наук, доцент


Издательство «Дрофа»

Развитие личности учащегося при изучении немецкого языка на профильном уровне

ЦАРЬКОВА В. Б., канд. пед. наук, проф., зав. каф. учебников немецкого языка Российского центра иноязычного образования МО РФ при Липецком государственном педагогическом университете, лауреат премии им. К.П.Москаленко


14:00 – 15:15

Информационный семинар

Экзамены Гёте-Института: Fit in Deutsch 1 und 2, Zertifi kat Deutsch für Jugendliche

РАУШЕР Э., руководитель курсов немецкого языка НКЦ им. Гёте


Издательство «Корнельсен»

Методические новинки издательства Корнельсен для обучения немецкому языку как второму иностранному

ИСАЕВА Н. Н., представитель изд-ва "Cornelsen", дипломант DAAD


15:15 – 16:30

Закрытие дня